Интегрированный урок: окружающий мир, литературное чтение, трудовое обучение по теме: "Что нас окружает". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: формирование целостного взгляда на предметы окружающего мира.

Задачи:

  • формировать представление об окружающем мире, учить различать объекты живой и неживой природы, природу и рукотворный мир;
  • закреплять знания жанров устного народного творчества, развивать правильное, выразительное чтение;
  • развивать знания, умения, навыки вырезания, склеивания, приклеивания деталей изделия;
  • развивать речь, мышление, воображение, художественный вкус, коммуникативные способности;
  • воспитывать интерес и уважение к творчеству русского народа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Друзья, начинаем наш урок!

Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

II. Работа над теоретическим материалом

– Сегодня на уроке мы поговорим о том, что нас окружает.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг… ПРИРОДА (слово повесить на доску).

– Природа – часть окружающего мира. А что составляет природу, мы выясним, используя произведения устного народного творчества. Назовите жанры фольклора, опираясь на таблицу, которая висит на доске.

У нескольких детей на карточках написаны тексты произведений фольклора.

– Кому достались загадки, прочитай те, а мы их отгадаем. Отгадки есть на картине (висит на доске).

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт,
И орешки грызёт. (Белка)

Не княжеской породы,
А ходит с короной;
Не ратный ездок,
А со шпорами;
Не сторожем стоит,
А всех рано будит. (Петух)

Среди двора
Стоит копна,
Спереди вилы,
Сзади метла. (Корова)

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Жаба, лягушка)

– А теперь прочитайте скороговорки.

  • Проворонила ворона воронёнка.
  • Жук жужжал, жужжал, жужжал, по дорожке бежал.

– Прочитайте отрывок из русской народной сказки:

– Запомни мои слова: когда тебе захочется – скажи только:

“По щучьему велению,
По моему хотенью”.

– Какой заголовок сказки? Кто главные герои? (Емеля, щука)

– Прочитайте поговорку. Волка ноги кормят.

– Как одним словом назвать корову, волка, жабу, белку, щуку, петуха, ворону, жука? (ЖИВОТНЫЕ – слово на доску)

– Назовите домашних животных.

– Назовите зверей.

– Назовите птиц.

– А щука – это кто?, лягушка?, жук? И все они – животные.

III. Физминутка

– Встаньте, пожалуйста. Я буду петь и танцевать, а вы повторяйте за мной движения.

Во поле берёзка стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Лю-ли, лю-ли стояла,
Лю-ли, люли стояла.

– Потянитесь, станьте такими же стройными как это дерево.

– О каком дереве пелось в русской народной песне?

– Какие лиственные деревья знаете?

– Назовите хвойные деревья.

– А что ещё растёт в парке, в лесу?

– Как одним словом назвать деревья, кустарники, травы? (РАСТЕНИЯ – слово на доску)

– Прочитайте пословицы.

Дерево смотри в плодах – человека в делах.

Птица сильна крыльями – человек друзьями.

– Как вы думаете, а ЧЕЛОВЕК является частью природы?

– Человек не только оказывает влияние на природу, но и зависит от неё. В старину деревенские жители обращались с просьбами к солнцу, радуге, дождю, ветру с просьбами, и верили, что их желания будут услышаны. Такие обращения называются закличками.

– Прочитайте заклички.

Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Давала погода
Тёплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.
Гром гремучий
Трясёт тучи.
Дай дождя с небесной тучи!

Ветер, ветрецо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу!

– Солнце, звёзды, Луна, кометы – это... (КОСМИЧЕСКИЕ ТЕЛА – слово на доску)

– Ветер – это перемещение воздушных масс. (ВОЗДУХ – слово на доску)

– Дождь, снег, реки – это всё ... (ВОДА – слово на доску).

– ГОРЫ также являются объектом природы.

 – Животные, растения, человек, космические тела, воздух, вода, горы – это природа. А на какие 2 группы можно разделить объекты природы? (ЖИВАЯ и НЕЖИВАЯ природа – слова на доску, под слово ПРИРОДА)

-Кто пойдёт к доске и разделит объёкты на живую и неживую природу? (Карточки со словами – животные, растения, человек, космические тела, воздух, вода, горы распределить на 2 группы)

– Чем отличается природа живая и неживая?

– Живые существа, или организмы, в отличие от предметов неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

– Чтобы доказать, что растения живые – организмы, мы сегодня заложим опыт, а в следующие дни, недели будем наблюдать, как под действием света, тепла, воды из семян вырастет горох.

– Посмотрите вокруг в классе, за окошко. Назовите предметы, которые видите. Как вы думаете, они относятся к природе? Это предметы, сделанные руками человека. (РУКОТВОРНЫЙ МИР –   слово на доску)

– Итак, что нас окружает? (Природа и рукотворный мир.)

IV. Практическая работа

– Мы сейчас сделаем своими руками, сотворим предмет окружающего мира – берёзку. А чтобы ваши руки умело работали, мы разомнём пальчики, используя потешку.

– Мальчик-пальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

– Вы будете работать в группах по 4 человека: раскрасить берёзку (даны детали изделия из белой бумаги) и склеить. Прежде чем вы приступите к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами. Продолжите фразу:

  • Передавать ножницы надо кольцами… к человеку.
  • Близко к лицу ножницы… не подносить.
  • На край парты ножницы… не класть.

– Приступайте к работе, а я посмотрю, какая группа выполнит задание быстрее и красивее. А чтобы вам хорошо работалось, я включу музыку – П.И.Чайковский, из цикла “Времена года”.

– Какие красивые берёзки у вас получились! Этими берёзками мы украсим класс, будем вместе ими любоваться. А дома вы можете себе сделать берёзку, или научить сестру, подругу: уменье везде найдёт примененье, учи других – сам научишься.

V. Итог урока

– Вы сегодня придёте домой, что вы расскажете родным об уроке? Продолжите фразу:

  • Я узнал, что окружает нас природа и … рукотворный мир.
  • Я умею различать объекты живой и … неживой природы.
  • Я могу показать, как сделать … берёзку.

Оценка работы учащихся.