Обобщающий урок по теме: "Нумерация целых неотрицательных чисел" (дидактическая игра "Путешествие в страну Цифирию")

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • карта сказочной страны;
  • карточки с изображением цифр от 1 до 9;
  • книжки;
  • кроссворд;
  • экран соревнований;
  • звукозаписи;
  • телеграмма.

Столы и оборудование в классе располагаются по схеме:

1 – план сказочной страны Цифири (Приложение 1);

2 – экран соревнований;

3, 4 – столы двух команд.

Ход занятия.

Дети делятся на 2 команды (можно по интересам, можно – команда мальчиков и команда девочек). Команды под музыку входят в класс, садятся. Музыка затихает.

Ведущий (В.) – Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Дело в том, что сегодня на адрес нашего класса пришла телеграмма из сказочной страны Цифирии. Вот она (показывает телеграмму и читает):

“Дорогие ребята! Вот вы и закончили знакомство с цифрами первого десятка. Я надеюсь, что наша дружбы будет крепкой и продолжительной. Сегодня мы приглашаем вас на бал в главный замок страны. Спешите, мы ждем вас!”

Ребята! К сожалению, телеграмма без подписи, но если мы разгадаем кроссворд, то узнаем отправителя. (Ученики разгадывают кроссворд).

По горизонтали:

1.

Вид ее - как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее - нет. ( 2 )

2.

Рогалик к бублику приклей,
Да только есть его не смей.
Не крендель это, чтобы есть,
А просто цифра ….. ( 6 )

3.

Два конца, но без кольца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь ( 8 )

4.

Налитая, симпатичная,
Цифра самая отличная ( 5 )

5.

Это - месяц дугой,
Ниже месяц другой.
А теперь посмотри:
Получилась цифра …. ( 3 )

6.

На длинной ножке,
Застыв до поры,
Отдыхает палочка
После игры. ( 1 )

7.

Могу назвать его мячом,
А хочешь - дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовем,
Он называется … ( 0 )

В. – Замечательно! А теперь посмотрим, какое слово получилось в рамке?

Дети (Д.) – Десяток.

В. – СкАжите, что слово оказалось здесь случайно?

Д. – Нет! Потому что в кроссворде собраны цифры первого десятка.

В. – А все ли цифры здесь? Каких не достаёт?

Д. – 4, 7, 9.

В. - Молодцы! Ну что, принимаем приглашение?

Д. – Да!

В. – Но чтобы попасть в замок, нам нужно пройти через всю сказочную страну. А чтобы нам было интереснее, цифры приготовили задания. Вы, конечно, заметили, что у нас две команды, которые будут соревноваться между собой. Кто наберет большее количество очков, тот первый попадет на бал. Но существует два условия:

1. Не шуметь и не выкрикивать с места (за это будут снижать очки).

2. Кто знает, поднимает руку.

Договорились?

Д. – Да!

В. – Тогда в путь! (Включается музыка. Дети двигаются вокруг столов, держась за руки. Музыка затихает. Дети садятся. На доске карта сказочной страны Цифирии).

Первая остановка (на карте появляется карточка с цифрой “1”).

В. - Вы узнали цифру?

Д. – Да! Это цифра “1”.

В. – Правильно. Вот задание. Выполнив его, команда получит 1 очко. (На доске появляется ребус).

Р 1 А

Разгадайте ребус:

Первая цифра стоит в середине,
Буква в начале и буква с конца.
В целом – леса, города и равнины,
К целому полны любовью сердца.
И коли врагов надвинется рать,
Целое будем мы все защищать. (Родина)

Д.- Родина!

В. – Замечательно! Команда //// получает 1 очко. А теперь поблагодарим цифру 1 и двинемся дальше. (Звучит музыка. Дети двигаются вокруг столов).

Вторая остановка. На карте появляются цифры 2 и 3.

В. – Узнаёте цифры?

Д. – Да! Это цифры 2 и 3.

В. – Правильно, и они предлагают посоревноваться в умении быстро и правильно говорить. Итак, скороговорки с цифрами 2 и 3. Каждый участник команды попробует произнести скороговорку. За каждую удачную попытку команда получит 2 очка. Кроме того, команда, где бОльшее число правильно и быстро произнесенных попыток, получит дополнительно 4 очка.

Скороговорки:

Возле кадки – две лопатки,
Возле кадки – два ведра.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

(Подведение итогов. Играет музыка, дети, двигаясь, попадают в замок к цифрам 4 и 5).

5)

Третья остановка. На карте появляются цифры 4 и 5.

Д. – Это цифры 4 и 5.

В. – Правильно. Посмотрим, что они для нас приготовили. Загадки! За каждый правильный ответ – 4 очка и дополнительно 5 очков команде, набравшей большее количество очков в данном конкурсе. Но помните наши правила: не кричите с места, если знаете ответ поднимайте руку.

Загадки:

Четыре крыла, а не птица,
Крыльями машет, а не с места. (Мельница)

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)

Живет между камнями
Голова с четырьмя ногами. (Черепаха)

Пять братьев – всем одно имя,
Годами равные, ростом разные. (Пальцы)

Пять ступенек лесенка,
На ступеньках - песенка. (Нотный стан)

Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копыта.
Ест и пьёт он из корыта. (Поросенок)

(Подведение итогов. Играет музыка. Движение под музыку к следующему замку цифр 6 и 7).

Четвертая остановка. На карте появляются цифры 6 и 7.

Д. – Это цифры 6 и 7.

В. – Да. И они приготовили для нас веселые задачи. Послушайте, решите и скажите ответ. Но не торопитесь, за неправильный ответ будет сниматься 5 очков. Зато за правильный - вы получите 7 очков. Итак, начинаем.

Задачи:

Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята как клубочки,
Три сынка. А сколько дочек? ( 3 )

Пять щенят
Плюс мама-лайка.
Сколько будет?
Сосчитай-ка! ( 6 )

Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под елкой? ( 7 )

В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов
Сколько в хоре голосов? ( 2 )

На дворе – две уточки,
Во дворе – две курочки,
Два гуся – в пруду,
Один индюк – в саду.
Сколько птиц всего? Считайте!
Ответ быстро называйте! ( 7 )

(Подведение итогов. Играет музыка. Движение под музыку к следующему замку цифр 8 и 9).

Пятая остановка. На карте появляются цифры 8 и 9.

В. – Это наша последняя остановка, на которой решится итог путешествия. А как вы думаете, какие цифры на этот раз приготовили задания?

Д. – 8 и 9.

В. – Правильно. Их задание называется “Думай, смекай, отгадывай”. Готовы?

Д. – Да!

В. - Задания:

  1. У стула четыре ноки. Сколько ножек у двух стульев? ( 8 )
  2. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей? ( 8 )
  3. Сколько надо уплатить за три булочки, если каждая стоит тори копейки? ( 9 )
  4. Из леса нужно увести девять бревен. На машину можно положить не больше четырех бревен. Сколько раз придется съездить в лес, чтобы привести бревна? ( 3 )

В. – Замечательно! Это было очень сложное задание, но вы с ним справились. Теперь нас ждет бал в королевском дворце. Но у короля случилась неприятность: его придворные так волновались, что перепутались и растерялись. Давайте поможем им выстроиться по порядку: 5, 1, 6, 7, 3, 9, 2, 8, 4. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

В. – Спасибо! Ребята, а как вы думаете, кто король в этой стране? Это цифра первого десятка, но ее нет в нашем ряду цифр!

Д. – Это цифра 0.

В. – А что мы знаем об этой цифре?

Д. (Отвечают).

В. – Замечательно! А теперь давайте подведем итоги и посмотрим, кто первым попадет на бал в главный дворец страны.

(Подводят итоги. Все участники танцуют несколько минут на балу. В данном случае хорошо подходит “Танец маленьких утят”).