Урок-проект "Всё о кошках" (по произведению Л.Н. Толстого "Котенок")

Разделы: Начальная школа


Девиз: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

Основная идея: “Домашняя кошка – одна из немногих тоненьких ниточек, оставшихся у горожанина от связей с природой, помогающих смягчить удары и стрессы нашего “железного” века и удерживающих его на грани человечности”.

Учебные предметы:

1. Чтение

2. Природоведение

3. Русский язык

4. Изобразительное искусство

Цели проекта:

  • формировать навыки самостоятельной работы по сбору и обработке материала, умение защищать свою работу во время отчётных мероприятий.
  • обогатить учащихся знаниями о кошках, о правилах ухода за ними.
  • формировать навык беглого выразительного чтения, навыки работы с текстом художественного произведения.
  • обогащать чувственный опыт ребёнка.
  • воспитывать любовь к кошкам, заботливое отношение к ним.
  • воспитывать чувство ответственности за результат своего труда.

Оборудование:

  • фотографии кошек.
  • предметная газета “Всё о кошках”.
  • карточки с заданиями для речевой разминки.
  • мягкие игрушки (котята) по количеству учащихся в классе.
  • карточки с правилами ухода за кошками.
  • фигурки котят, выполненные из картона.
  • плакат с изображением домика.
  • рисунки учащихся по произведению Л. Н. Толстого “Котёнок”.
  • выставка книг с произведениями о кошках.

Ход урока

1.Речевая разминка

Ученики (хором):

Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.

Чистоговорки:

Цы – ца – цо – це – цу

Сы – са – со – се – су

(прочитать медленно, быстрее, в темпе скороговорки)

Ла – лэ – лы – лу – ло

Ал – эл – ыл – ул – ол

Кла – клэ – клы – клу – кло

(Шёпотом, тихо, быстро. Затем прочитать с ударением в определённом месте)

Скороговорка:

Кошка-крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

2.Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Учитель: Чем мы сейчас занимались?

Ученик: Выполняли речевую разминку.

Учитель: А для чего мы выполняем речевую разминку?

Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и хорошо читать.

Учитель: А о чём мы сегодня на уроке будем говорить и о чём читать?

Ученик: Наша группа “Угадай-ка” приготовила для вас задания. Выполнив их, узнаете тему нашего урока.

(на частях разрезанного силуэта кошки, записаны деформированные слова: ноктёко (котёнок), токко (коток), шкатико (котишка),

Щетико (котище), нькатеко (котенька), нотёкочек (котёночек), сонькаки (кисонька). При расшифровке слов складывается силуэт кошки).

Ученик: Чисто умывается, а с водой не знается. (кот)

Ученик:

Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки. (кот)

Ученик: Молодцы. Итак, сегодня на уроке “Всё о кошках”.

Учитель: О кошках можно говорить бесконечно много! Невзрачные или царственные, обожаемые, милые, ласковые. Чем больше мы узнаём о них, тем больше восхищаемся ими, любим их.

И как можно не любить эти прекрасные существа. Они преданные и верные. Они нас в горе утешают.

Поэтому, наверное, столько много произведений написано о кошках (обратить внимание на выставку книг), о них сняты мультфильмы, созданы игрушки.

Сегодня на уроке чтения мы более подробно поговорим о кошках и продолжим работу над рассказом Л. Н. Толстого “Котёнок”.

3. Закрепление изученного.

Задание: дети читают по “цепочке” рассказ Л. Н. Толстого “Котёнок”.

Учитель: По ходу чтения у вас возникли вопросы. Самые лучшие вопросы отобрали и записали ребята из группы “Почемучки”.

Ученик: Мы рассмотрели 40 вопросов по рассказу “Котёнок”, составленные нашими одноклассниками и выбрали наиболее интересные (задают вопросы).

  1. В какое время года у кошки родились котята?
  2. Где нашли дети кошку?
  3. Когда мама раздала котят?
  4. Какого цвета был котёнок, которого дети оставили себе?
  5. Где гуляли дети?
  6. Почему котёнок остался один?

Учитель: Итак, у Васи и Кати жила кошка. Многие люди заводят дома это удивительное животное.

Сейчас в мире 400 млн. кошек. Больше всего их в Австралии.

Домашняя кошка – ласковое, милое, грациозное существо.

Но кто же они - домашние кошки? Откуда к нам пришли? В этом нам помогут разобраться “Почемучки”.

Ученик 1: Кошки – представители семейства кошачьих, в которое входят: львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы.

У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох. Но в то же время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. Лучше, чем человек различают запахи.

У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. У кошек отличная память.

Ученик 2: Одну кошку хозяин отправил на самолёте к своему другу. Новое место кошке не понравилось, и она 11 дней возвращалась на старое место. Пробежав 400 километров, израненная, исхудавшая она вернулась домой.

Ученик 3: Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

Ученик 4: На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в XVI веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.

“Кошка – хозяйка в доме”.

Учитель: А что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?

Ученик: У неё родились котята!

Учитель: Давайте прочитаем отрывок из рассказа “Котёнок”, в котором об этом говорится. Читать будем хором.

(учащиеся читают отрывок)

Учитель: Каким вы представляете себе котёнка?

Ученик: О нём я написал маленькое сочинение.

(учитель раздаёт всем ученикам мягкие игрушки)

Учитель: Итак, в вашем доме появилась кошка. Сколько радости, хлопот приносит это симпатичное животное. Когда в доме появляется кошка, нужно знать правила ухода за ней.

О них нам расскажут ученики из группы “Зоологи”.

(Правила ухода записаны на карточках)

Ученики читают вслух.

  1. Один раз в месяц нужно кошку купать. Следить, чтобы вода не попала в ушки. Потом вытереть полотенцем.
  2. Вовремя кормить и поить. Еда должна быть разнообразной – рыба, мясо, супы, овощи, хлеб.
  3. Посуда, из которой кошка ест или пьёт, должна быть чистой.
  4. Кошку нельзя долго и сильно гладить. Это может ей не понравиться.
  5. Кроме правильного питания котёнку необходим свежий воздух и солнце. Котята очень любят тепло, однако жара вредна для их здоровья.
  6. Котят нельзя брать за шкирку.
  7. В первые дни котёнок беспокоится, зовёт мать. Чтобы отвлечь его, нужно поиграть. Идеальной игрушкой является мячик. Можно использовать игрушку на ниточке.
  8. Выберите звучную, не слишком длинную кличку. Кошку можно научить откликаться на имя с трёх месячного возраста.

(ученики инсценируют стихотворение С. Михалкова “Котята”).

Вы послушайте, ребята, мы хотим вам рассказать:
Родились у нас котята, их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали: как женам котят назвать?
Наконец мы их назвали: 1, 2, 3, 4, 5.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый.
Три – котенок самый умный,
А четыре – самый шумный.
Пять, похож на три и два – те же хвост и голова.
То же пятнышко на спинке, также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята – 1, 2, 3, 4, 5.
Заходите к нам, ребята, посмотреть и посчитать.

Ученик: Мы провели исследование на тему “Клички кошек”.

Расспросив почти всех работников нашей школы, узнали, что у каждого дома есть кошка. Выяснили, какие клички они носят.

Плакат. На нём записаны клички: Дуня, Персик, Дуся, Ники, Мурка, Милка, Вредина, Васька, Снежок, Лизка, Семен, Пончик, Мусик, Федька, Крошка, Принцесса, Дымок, Бусинка.

Учитель: Как пишутся клички животных? Из предложенных кличек выберите ту, которая больше понравилась, и дайте её своему котёнку.

Ученики записывают кличку на листочке и прикрепляют на мягкую игрушку.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какая кличка подошла бы котёнку, который был у Васи и Кати?

У каждого из вас тоже есть имя. Но очень часто взрослые называют детей ласково: “котёнок”, выражая этим свою любовь и нежность.

(Звучит песня И. Николаева “Котёнок”)

Учитель: Как относились к своему котёнку герои рассказа Л. Н. Толстого? Найдите в тексте отрывок, в котором говорится об этом.

Ученики: читают отрывок жужжащим чтением.

Учитель: Но всегда ли уделяли внимание своему котёнку Катя и Вася?

Ученики: читают соответствующий отрывок.

Учитель: И что же случилось, когда котёнок остался один?

Учитель: Часто так случается, что мы бываем сильно заняты, забываем покормить котёнка, уделить ему внимание.

Ученик:

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.
Замяукал от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.

Учитель: Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте о своём маленьком беззащитном друге.

Пусть никогда не случится, чтобы ваш друг потерял кров над головой.

Но, к сожалению, бездомных кошек становится с каждым годом всё больше и больше. Голодные и замёрзшие они ходят по улицам. Как не хватает им человеческой ласки и защиты.

(На доске фигурки котят)

Посмотрите, вот идут 8 маленьких котят. Может они просто заблудились? Давайте поможем им вернуться домой. Для эго выполните задание. Из предложенных восьми слов, записанных на карточках, исключите то, которое не встречается в рассказе “Котёнок”. Порядковый номер этого слова будет совпадать с номером квартиры, в которую нужно отнести котёнка.

(На доске изображение домика с 8 окошками. Учащиеся после выполнения самостоятельной работы, выходят к доске, называют лишнее слово и прикрепляют котёнка к окошку.)

  • дедушка, брат, сестра, мама, охотник, котёнок, кошка, собака.
  • радовались, рыдали, скакал, вылезали, принесла, подбежал, упал, выросли.
  • солома, дорога, укроп, щавель, молоко, лапки, амбар, лестница.
  • мяукал, принёс, услышал, приплыл, кормили, закричал, спрашивала, раздала.
  • две, пять. Дети, остальные, семь, амбар, лапки, один.
  • испугалась, поскакал, увидали, схватить, побежала, засмеялась, отогнал, упал.
  • остальные, глупый, тонкие, побежал, мяучит, выбрали, ехали, чудесные.
  • забыли, собирать, радовались, достала, принесла, принесли, шевелил, боялся.

Учитель: Спасибо вам за ваше доброе сердце. Котята очень довольны и хотят спеть для вас песенку. Думаю, что и мы споём вместе с ними.

(Динамическая пауза)

Если кушаешь ты рыбку, делай так: “мур-мур”.
Вот поймает мышку киска, делай так: “цап-царап”.
Вот поймает мышку киска, дай за это ей сосиску.
Вот поймает мышку киска, делай так: “цап-царап”.
Если любят кошку люди, делай так: “мяу-мяу”.
Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.
Если любят кошку люди, делай так: “мяу-мяу”.

Учитель: если люди любят кошку, то она будет им настоящим другом.

А как вы думаете, любил ли Вася своего маленького котёнка? Можете доказать своё утверждение отрывками из текста?

Ученик читает соответствующий отрывок из рассказа Л. Н. Толстого “Котёнок”.

Учитель: Ребята, а как вы думаете какие ещё чувства, кроме чувства любви, испытывал мальчик, когда спасал котёнка?

Ученики:

1. Я думаю, что чувство страха. Он боялся, что собаки набросятся на котёнка.

Да и он сам, наверное, боялся собак.

2. Я думаю, что у мальчика было чувство доброты.

Учитель: А я думаю, что Вася испытывал ещё одно чувство – чувство ответственности. Как вы понимаете значение этого слова?

Ученик: Это когда за что-то отвечаешь.

Учитель: Чувство ответственности – очень важное чувство. Ответственный человек всегда выполнит своё дело, причём выполнит очень хорошо. Такой человек всегда отвечает за свои поступки.

В чём проявилось чувство ответственности у Васи?

Ученик: Он понял, что раз он взял котёнка, то всегда должен ответить за его здоровье и жизнь.

Учитель: Можно ли сказать, что слова “Мы в ответе за тех, кого приручили”, выражают главную мысль рассказа Л.Н. Толстого “Котёнок”?

Ученик: Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут.

4. Итог урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы много говорили о кошках. Узнали кто они, откуда к нам пришли. Поговорили о правилах ухода за ними. О своём отношении к кошкам.

А какие они?

Ученики:

  1. Чистоплотные.
  2. Ласковые, красивые.
  3. Умные, внимательные.
  4. Часто кошки выполняют роль врача. Ласковый доктор быстро снимет сердечные приступы и головную боль, выравнивает давление.
  5. У кошек хорошая память. Они трудолюбивые.

Учитель: Бесконечно долго мы можем восхищаться этими милыми животными.

Вот сейчас вы сказали, что у кошек хорошая память. Давайте проверим нашу память.

(Учитель выставляет 4 игрушки котёнка. Учащиеся запоминают, затем учитель меняет местами игрушки или таблички с записанными кличками.)

Учитель: Теперь проверим, насколько мы внимательны.

Весь урок мы работали над рассказом “Котёнок”. Наши юные художники нарисовали иллюстрации (выставлены на доске). Их нужно только расположить в таком порядке, чтобы восстановить последовательность событий, происходящих в рассказе.

Ученики расставляют правильно иллюстрации, находят в тексте к каждой иллюстрации соответствующую подпись.

Учитель: Ребята, а вам понравился рассказ? А какие чувства вы переживали, когда читали его?

Ученики:

  1. Чувство радости, когда Вася и Катя, нашли кошку с котятами.
  2. Жалость.
  3. Чувство страха, когда собаки бежали к котёнку.

Учитель: Вот у меня 3 человечка с разными выражениями лица, с разным настроением.

Найдите в тексте отрывок, и прочитайте, который соответствует тем чувствам, которые переживает каждый “человечек”.

(Выборочное чтение)

Учитель: А ещё сегодня мы говорили о чувстве ответственности. Пусть это чувство поселиться в ваших душах.

Все учащиеся выходят к доске вместе со своими “котятами” и хором произносят слова:

“Пусть наша дружба всегда будет крепкой!”

Учитель: У нас был необычный урок. И домашнее задание тоже будет необычное. Вы должны написать сочинение о котёнке, который появился у каждого из вас сегодня!