Типы уроков в системе развивающего обучения в 1-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Урок 1

Тема: Изменение величин.

Цели:

  1. Открытие способов уравнивания величин (увеличение и уменьшение).
  2. Развитие умения сравнивать, оценивать работу, строить план действия.
  3. Воспитание навыков культурного общения.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Создание учебной ситуации.

(На доске изображены два отрезка разной длины.)

Что можно сказать об этих отрезках?

Что могут рассказать эти отрезки? (Об объеме воды, о массе, о площади фигур.)

(На каждом ряду на столе по два одинаковых сосуда )

- Отрезки рассказывают об объемах воды. Вам нужно налить воду в эти сосуды. Сначала налейте воду в сосуд, о котором говорит этот отрезок, а затем в другой.

По 2 человека от каждого ряда выходят к столу и производят необходимые действия. Остальные дети следят за правильным выполнением работы.

Почему объемы в сосудах у каждого ряда разные? (Не имеет значение, сколько воды наливать в каждый из сосудов, главное, чтобы объем воды в первом был меньше, чем во втором.)

Начертите в своих тетрадях соответствующие отрезки.

3. Постановка учебной задачи.

(На столе у учителя два одинаковых сосуда, в которых налито разное количество воды.)

Что вы можете сказать об объемах воды в сосудах? (В первом меньше, а во втором сосуде объем воды больше.)

Покажите это на отрезках в тетради. А кто покажет на доске?

Мама налила своим малышам дочке и сыночку сок. Но малышки нечаянно разлили его. Нужно, чтобы в первом сосуде (с меньшим объемом) стало столько же сока, сколько и во втором. Что нужно для этого сделать? (Нужно долить сок в первый сосуд.)

Учитель добавляет в сосуд явно недостаточное количество воды. Дети говорят, что нужно налить больше.

Скажите точнее. (Долить то, чего не хватает - разницу.)

Учитель производит уравнивание.

Ребята, возьмите цветной карандаш и выполните такое же действие на отрезках в тетрадях. (Дети дочерчивают.)

Обсуждение работы:

- Вы выполнили то же самое действие, что и я? (Да.)

- Я доливала сок. Разве вы что-нибудь доливали? (Мы пририсовывали.)

Как же назвать наше общее действие? (И вы, и мы увеличили, добавили разность.)

На отрезке показывается разность.

А в первый раз что мною было сделано? Покажите это на отрезке.

Учитель тоже увеличил объем, но добавил слишком мало.(На отрезке показывается часть разности.)

Посмотрите на доску и скажите о величине отрезков.

(Первый отрезок больше, чем второй.)

Начертите в тетрадях такие отрезки.

На столе два пустых сосуда.

Налейте объем воды в сосуды, о котором рассказывают отрезки.

- Что нужно сделать, чтобы объем воды был такой же в первом сосуде, как и во втором. (Надо уменьшить большую величину на разность.)

Покажите это действие на отрезках. (Зачеркнуть.)

Откройте учебник (ч. 1) с. 22 упр. 1.

4. Итоговая рефлексия.

- Что показывают отрезки? (Уравнивание. В первом случае увеличили 1 отрезок на разность, чтобы он стал равным 2. Во втором случае уменьшили.)

Д/з: Детям раздаются полоски разной длины. Уравнять.

Урок 2.

Тема: Уравнивание величин. Переход от неравенства к равенству.

Цели:

  1. Применение ранее открытых способов уравнивания величин и описание их в форме графической модели.
  2. Развитие умения работать в группе, сравнивать, оценивать работу, строить план действий и отражать это графически.
  3. Воспитание интереса к исследовательской деятельности, навыков культурного общения.

Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Рефлексия.

Какой у нас урок?

Достаньте полоски, с которыми работали дома. Расскажите, что вы с ними делали дома?

Сколько способов уравнивания вывели? (2)

Какие? (Увеличение, уменьшение.)

Как мы показывали уравнивание на отрезках?

Для чего выводили эти способы уравнивания? (Чтобы применять по работе с величинами.)

3. Проблемная ситуация.

На доске такие же задания, как и в учебнике.

1. Учебник ч. 1 с. 22 упр. 2

На рисунке слева показано, какими были величины сначала, а справа, что получилось после выполнения какого-то действия. Нужно догадаться, что сделали с величиной: Увеличили или уменьшили. Покажите это с помощью отрезков.

2. Учебник ч.1 с. 22 упр. 3

- Объемы воды можно сделать равными либо первому объему, либо второму объему, либо третьему. Нужно выполнить на чертеже все три варианта, поясняя, в каком случае производится увеличение, в каком - уменьшение.

Что значит уравнять между собой?

Физкультминутка.

4. Практическая работа.

Как будем работать над решением проблемы? (В группах.)

Что вам нужно? (По 2 баночки с конфетами, 1 дополнительная баночка.)

Спланируем свою работу. Что будем делать? (Уравнивать.)

Будем записывать результаты работы? (Да.)

В какой форме? (Схема.)

Давайте графически покажем, что будем делать и в каком порядке.

У —> С

Как будем работать в группе, чтобы работа прошла успешно? (Дружно, помогать, не ссориться, слушать друг друга …)

Как распределить работу в группе, чтобы все были заняты? (2 человека переливают, 1 рисует схему, 1 объясняет.)

Напомните, какую работу будем проводить с величинами? (Уравнивать.)

Сколько вы знаете способов уравнивать? Какие?

Договоритесь о распределении работы и помогайте друг другу. Можете приступить к выполнению работы.

Выполнение работы.

5. Обсуждение работ.

Каждая группа объясняет действия с банками.

6. Итог.

Какая цель нашего урока?

Применили ли два способа уравнивания к величинам?

Выполнили ли цель?

Кого бы вы хотели поблагодарить за урок?

7. Д/з: учебник 1 ч. с 23 упр. 4, 5, 6.