Интегрированный урок русского языка и логопедии по теме: "Роль интонации в предложении"

Разделы: Начальная школа


Цели:

– развитие интонационных умений учащихся (пауза, логическое ударение, тон высказывания);

– показать, как меняется смысл предложения в зависимости от тона высказывания, от перемещения интонационного центра и отработать это на практике;

– развитие восприимчивости к мимике, жесту, движению голоса, звучащему слову;

– развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, мелкой моторики, навыков самоконтроля за речью.

– развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи (употребление большой буквы в начале предложения; точки, вопросительного и восклицательных знаков в конце предложения);

– воспитывать умение слушать и слышать другого, выражать свои чувства и мысли.

Оборудование: карточки с текстом, пиктограммы, символизирующие состояние человека.

План занятия:

1. Организационный момент.

– Приветствие гостей.

– Комплексная гимнастика. (Л.)

2. Основное содержание занятия.

1. Сообщение темы урока. (У.)

2. Актуализация и отработка знаний учащихся. (У.)

3. Работа со стихотворением “Футбол”. (У.)

4. Игра “Произнеси по-разному”. (Л.)

5 Инсценировка “Ударение”. (Дети)

6. Работа над интонационным центром. (У.)

7. Игра “Вопрос-ответ”(Л.)

8. Психогимнастика. (Л.)

9. Работа над тоном высказывания. (У.)

10. Работа с карточками. (У.)

3. Подведение итогов.

Рефлексия занятия. (Л.)

Пароль на выход. (Л.)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Приветствие гостей.

– Комплексная гимнастика.

  1. Дыхательное упражнение “Ракета”.
  2. “Улыбка”
  3. “Трубочка”
  4. “Качели”
  5. “Часики”
  6. “Змея”
  7. “Наказать непослушный язычок”
  8. “Ножницы”– “Дощечка”– “Кулачок”
  9. “Воздушный шар”

2. Основное содержание занятия.

1. Сообщение темы урока.

Мы продолжаем работу по изучению родного языка.

2. Актуализация и отработка знаний учащихся.

Повторение о предложении.

На доске:

В сумерках мелькнула тень

кто это

мы спасены

Как вы думаете, что это написано на доске? (Здесь нет точек, нет больших букв, а у предложения должна быть точка, восклицательный или вопросительные знаки. Это просто слова.)

– Как эти слова превратить в предложения? (Начало предложения пишется с большой буквы. Нужно поставить точку, восклицательный или вопросительный знаки.)

– Куда мы поставим эти знаки? Какой знак нужно поставить? Почему?

– Помогите разобраться, где именно у предложения конец?

– Почему? (Выражена законченная мысль.)

– Какая мысль?

– Как нужно прочитать это предложение? Почему? (В сумерках мелькнула тень.)

– Как определить, где граница второго предложения? Какая выражена мысль?

– Какой нужно поставить знак? Почему? Куда мы его поставим? Почему?

– Как нужно прочитать это предложение? (Кто это?)

– Какой знак нужно поставить? Почему? (Мы спасены!)

– Какая выражена мысль?

– Чем отличаются предложения друг от друга?

– Что помогает отделить одно предложение от другого?

– Что услышали, читая предложения?

– Какими могут быть высказывания?

– А как в устной речи, мы можем показать эту разницу?

3. Работа со стихотворением “Футбол”.

Послушаем стихотворение “Футбол”.

Сказала тетя: с пренебрежением

– Фи, футбол!

Сказала мама: с отвращением

– Фу, футбол!

Сестра сказала: разочарованно

– Ну, футбол!

А я ответил: восторженно

– Во, футбол!

Г. Сапгир.

– Какое отношение к футболу у героев?

– Как вы это почувствовали?

– Зачем нам нужна интонация?

4. Игра “Произнеси по-разному”.

Давайте поиграем в игру “Произнеси по-разному”.

Произнесите маленькое слово “Да” с разной интонацией. (Нежно, радостно, вопросительно, задумчиво, испуганно).

5. Инсценировка “Ударение”.

Посмотрим сценку “Ударение”.

6. Работа над интонационным центром.

На доске:

Замок-замок

Гвоздики-гвоздики

Кружки-кружки

Стрелки-стрелки

Мука-мука

– Что живет в каждом слове? (Ударение)

– Что оно делает?

– Что произойдет, если ударение передвинется на другой слог?

– Докажите, как?

– А теперь давайте послушаем стихотворение об ударение.

– Почему ударение в слове так важно?

– А в предложении есть свое ударение?

– Куда оно падает? (На слово, которое несет главный смысл в предложении).

– Как это слово будет называться? (Интонационный центр).

– Что такое центр? (Показ на круге.)

– Как выделяется интонационный центр? (Голосом).

На доске:

Медведь залег в берлогу. (Залег в берлогу медведь, а не какое-либо другое животное.)

Медведь залег в берлогу. (Медведь залег, а не пошел куда-то гулять.)

Медведь залег в берлогу. (Медведь залег не в листву, а в берлогу.)

Что такое берлога?

-Какое слово несет главный смысл в предложении?

– Прочитайте так, чтобы почувствовать главный смысл в предложении.

– Что здесь самое главное?

– Какая ответственность ложится на это слово? (Несет главный смысл в предложении.)

– Чем похожи предложения? (Состоят из одних и тех же слов).

– Чем отличаются?

7. Игра “Вопрос-ответ”

Ответьте на мои вопросы, в зависимости от того, на какое слово будет падать ударение?

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.

– Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.

– Ты завтра встречаешь сестру? – Да, встречаю.

-Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

8. Психогимнастика.

Отгадайте загадку: “Светит, сверкает, всех согревает”. Что это? (Солнце). Как ласково мы его назовем? (Солнышко). Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.

Расслабление.

Подул холодный ветер, вам холодно.

Напряжение.

Опять засверкало солнышко. (Расслабление.)

9. Работа над тоном высказывания.

На доске:

Мы молодцы. – (Сообщение).

Мы молодцы? – (Вопрос).

Мы молодцы! – (Ликование).

– Что услышали, читая эти предложения?

– Чем отличаются предложения друг от друга?

– Какое значение передает разная интонация?

– Давайте прочитаем эти предложения так, чтобы ударение падало на первое слово.

-Какое слово несет главный смысл в предложении? (Мы)

– А теперь, чтобы на второе слово.

– Что изменилось?

– Какое значение передает разная интонация? Как интонация влияет на чувства?

10. Работа с карточками.

– У вас на партах лежат карточки с текстом, посмотрите, и скажите, что вы заметили?

быложаркоелетодетипошли
загрибамивлесуихзасталагроза
лилсильныйдождьдетиукрылись
вшалаше

– Что вам поможет отделить одно предложение от другого?

– Что вам поможет отделить одно слово от другого?

– Прочтите, делая в нужных местах паузы. Для этого предварительно расставьте в тексте паузы, обозначив их вертикальной чертой. (Взаимопроверка. Проверка.)

3. Подведение итогов.

– Для чего же нужна интонация? (Помогает передать смысл речи.)

Рефлексия занятия.

– Молодцы, хорошо поработали!

– А теперь давайте оценим нашу работу на уроке. В этом нам помогут карточки, с разными выражениями лиц:

Радостное – справился с работой;

Равнодушное – справился, но не со всеми заданиями;

Грустное – не справился.

Пароль на выход.

– Сказать нашим гостям пожелание, одним словом, радостным тоном.

Литература.

1. Калмыкова. И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: – М.: “Гном и Д”, 2004.

3. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1984.

4. Речь, язык и секреты пунктуации. / Граник Г.Г., Бондаренко С.М. – М.: Просвещение, 1995.