Урок истории в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: “Как одевались на Руси”

Цели:

1.Через историю вещей показать повседневную жизнь человека, его социальный статус, занятия; показать какую роль в жизни человека играла одежда; научить по одежде определять эпоху, в которой жил человек.

2. Развивать речь через расширение и усложнение словарного запаса; развивать умение сравнивать, выделять главное; развивать сложное восприятие (функционирование системы анализаторов); через наглядно-образный и эмоциональный типы памяти развивать словесно-логическое запоминание; развивать креативное мышление и коммуникативные умения.

3. Воспитание патриотизма через изучение русского костюма, как символа России; эстетическое воспитание; воспитание товарищества.

Оборудование: видеофильм “Из истории русского костюма”, русская народная музыка, предметные картинки с изображением праздничной одежды, пандоры и предметы русской национальной будничной одежды, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: Мы второй урок работаем над большой и увлекательной темой “Одежда в разные времена”. На прошлом уроке мы делали остановки в Древней Греции и Древнем Риме, в Средневековой Европе и узнали какую роль играла одежда в жизни людей. (Вступительное слово учителя сопровождается показом остановок). Дома вы писали сочинения-миниатюры на тему: “Если бы я был модельером”. Предлагаю послушать ребят, желающих поделиться своими мыслями.

  1. Чтение сочинений двумя учениками.
  2. Игра “Верно – неверно”.

Учитель. Кроме сочинения вы читали статью учебника. Я тоже эту статью прочитала и приготовила несколько высказываний. Вы при помощи сигнальных карточек должны определить: верное высказывание или нет.

  • Люди носят одежду, чтобы не мерзнуть. (Верно – зеленый сигнал).
  • В одежде греков, римлян и жителей Средневековой Европы различий не было. (Неверно – красный сигнал).
  • Одежда служит украшением. (Верно).
  • Тогу могут носить рабы и чужеземцы. (Неверно).
  • Хитон – это штаны. (Неверно).
  • По одежде историк может определить место человека в обществе, в какой стране и в какую эпоху он жил. (Верно).

III. Определение темы урока, постановка целей.

Учитель. Посмотрите на оформление классной доски, на остановки, которые мы делали на прошлом уроке, и определите тему урока.

Дети. Тема урока “Как одевались на Руси”.

Учитель. На прошлом уроке мы узнали, какую одежду носили в Древнем Риме, Древней Греции и в Средневековой Европе, но очень важно знать историю родной страны. На уроке мы узнаем, какую одежду носили наши предки, как украшали одежду, чем одежда бедного человека отличалась от одежды богатого.

IV. Изучение новой темы.

1.Просмотр видеосюжета.

Учитель. Я предлагаю вашему вниманию видеосюжет, после просмотра которого, вы должны ответить на вопрос: “Что в сюжете вас заинтересовало больше всего?”.

Дети. После просмотра видеозаписи делятся впечатлениями.

2.Словарная работа.

Учитель. В видеосюжете вам встретились слова, значение которых необходимо уточнить.

Одежда порты, портища – относилось ко всякой одежде;

  • облачение;
  • рубище – бедная одежда.

Кафтан – одевался поверх рубахи;

  • зипун – носили все слои общества;
  • с козырем (со стоячим воротником);
  • охабень, ферязь – праздничные кафтаны с длинными рукавами, их носили знатные люди – это подчеркивало их особое положение. А в народе возникла поговорка: “ Работать спустя рукава”.

Учитель. Как понимаете смысл этой поговорки?

Дети. Объясняют значение.

  • лапти и онучи – обувь бедных.

Шуба - верхняя одежда, которую носили и мужчины, и женщины. Бедные люди носили шубы из овчины. Богатые из парчи на собольем меху.

Учитель. Почему в Древней Греции и Древнем Риме не носили шубу?

Дети. Другие климатические условия.

3. Украшения, обереги.

Учитель. Из сюжета видеозаписи вы уже знаете, что одежду, особенно праздничную украшали вышивкой. Женщина старательно покрывала узором ворот, вырезы, оплечья, манжеты (зарукавья), подол рубахи. На одежде вышивали круги – символ солнца, квадрат – символ земной силы, дерево – источник жизни. С какой целью, кроме украшения делали вышивку на одежде?

Дети. Выдвигая различные предположения, дети приходят к выводу: оберег защищал владельца от злых сил.

Учитель. С охранной целью наши предки носили на груди и на поясе многочисленные обереги и амулеты: конь – символ добра, ложка – символ сытости и благополучия, ключ – помогал сохранить и преумножить богатство.

Самую богатую одежду носил царь. Она была украшена золотым кружевом, драгоценными камнями, пуговицами. Праздничное облачение царя весило более 16 кг.

V. Физминутка.

Танцевальные упражнения под русскую народную музыку.

VI. Закрепление и контроль.

1. Работа с учебником и тетрадью на печатной основе.

Учитель. Откройте учебник на стр. 63 и тетрадь на стр. 39. Найдите в тетради 1 задание. Рассмотрите рисунок, подпишите виды одежды, которые вы знаете. Если испытываете затруднения, пользуйтесь статьей учебника на стр. 63.

Дети. Самостоятельно выполняют задание. Параллельно 4 ученика работают по карточкам для индивидуальной работы с аналогичными заданиями.

Учитель. Выполните взаимопроверку, о результатах работы сообщите сигнальной карточкой.

Дети, выполнявшие работу индивидуально, рассказывают, какие виды одежды им удалось определить по рисункам.

2. Решение анаграммы: абурха, пинзу.

Учитель. Решите анаграмму, расставив буквы в нужном порядке.

Дети. Выполняют работу самостоятельно.

Учитель. Выполните самопроверку. (На доске открывается запись: рубаха, зипун).

Дети. При помощи сигнальных карточек сообщают о правильности выполнения задания.

3. Работа в парах по карточкам.

Учитель. Соедините половинки слов так, чтобы получились предметы одежды.

Текст карточки:

лап бень
душе ты
оха рязь
фе фан
пор грея
сара ти

В ходе фронтальной проверки определяются предметы одежды: лапти, душегрея, охабень, ферязь, порты, сарафан.

4. Игра “Поле чудес”.

Учитель. Посмотрите на скрытое слово: .

Это верхняя одежда, которую носили и мужчины, и женщины, и богатые, и бедные. Эту одежду нельзя было снимать в присутствии царя, как бы ни было жарко.

Дети. Шуба.

5. Самостоятельная работа по карточкам.

Учитель. На партах у вас лежат карточки. Внимательно прочитайте задание и выполните его самостоятельно.

Текст карточки:

Чем отличалась одежда бедного человека от одежды богатого?

Нужное подчеркни: цветом, покроем, материалом, ценой.

Во время фронтальной проверки выясняется, что одежда богатых и бедных различается по цене и материалу.

VII. Применение изученного.

Игра “Одень куклу”.

На доске две бумажные куклы (пандоры) и предметы одежды. Игра с элементами соревнования. Задача учащихся: правильно одеть куклу и назвать предметы костюма.

Учитель. Вы справились с поставленной задачей, а теперь посмотрите на рисунки, представленные на доске, и сравните одежду на куклах и на рисунках. Найдите различия.

Дети. На рисунках представлена праздничная, нарядная одежда, а на куклах будничная.

VIII. Обобщение.

  • Какие виды одежды носили наши предки?
  • Чем праздничная одежда отличалась от повседневной?
  • Чем кроме украшения служила вышивка?
  • Чем одежда богатых отличалась от одежды бедных?

IX. Информирование о домашнем задании.

  1. Чтение статьи учебника стр. 63.
  2. Задание по выбору:
    • составить рассказ от имени головного убора по теме: “Моя история”;
    • нарисовать куклу и предметы русского национального костюма;
    • принести дополнительную литературу о русской национальной одежде.

X. Итог урока.

  • Что на уроке было новым для вас?
  • Какое задание было самым интересным?
  • Что вызвало затруднения?
  • Оцените свою работу на уроке по шкале, покажите оценку (карточка с условным знаком).

Учитель либо соглашается с оценкой, либо вносит коррективы.