Урок чтения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

1. Учить осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

2. Развивать читателя через умение воспринимать текст, понимание прочитанного, высказывание своих суждений о произведении, выражение эмоционального отношения к прочитанному, воссоздание в своём воображении художественных образов.

3. Воспитывать такие чувства как: сострадание, сопереживание, желание иметь друзей. Формировать навыки сотрудничества.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока.

Учитель:

– Сегодня на уроке чтения мы продолжим знакомиться с произведением А.И.Куприна “Барбос и Жулька”. Будем учиться выделять главное в тексте, отвечать на вопросы, наблюдать, читать выразительно.

2. Артикуляционная разминка.

Учитель:

– Для того чтобы чтение было красивым, чтобы приятно было слушать того, кто читает – звуки и слова нужно произносить чётко. Проведём разминку – читаем с чёткой артикуляцией.

Учитель открывает на доске запись:

а – о, а – у, ы – и, э – а

аоуиэ, аиуоэ

3. Упражнение “Фотоглаз”.

Дети должны за короткое время “сфотографировать” – запомнить слова. После этого учитель может задать вопросы: “Если среди данных слов определённое слово?”, “Каким по счёту снизу (сверху) является данное слово?”, “Какое слово написано первым (вторым и т.п.)?”

Учитель:

– На уроке очень часто нужно находить ответы на вопросы, используя слова из текста.

Правильно читать и запоминать прочитанное вам поможет следующее упражнение. Прочитайте и запомните как можно больше слов за 5 секунд.

Учитель открывает слова на доске:

  • дружить;
  • дорога;
  • дружба;
  • друзья;
  • длинный.

– Есть ли в данном столбике слов слово “друзья”? Какое это слово по счёту?

– Кого называют друзьями? Какими качествами должны обладать друзья?

4. Проверка домашнего задания.

Учитель:

– Дома вы самостоятельно прочитали рассказ А.И.Куприна “Барбос и Жулька”. Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные, так же как и люди? На эти вопросы мы ответим после более подробной работы над текстом.

– Какое настроение было у вас, когда вы прочитали это произведение? (дети выбирают карточку с мимикой и объясняют свой выбор) – (см. Приложение № 1)

– Когда для вас был самый напряжённый момент? Когда вы радовались?

5. Целеполагание.

Учитель:

– Чтобы лучше понять автора, его мысли – нужно вдумчиво прочитать текст, ответить на вопросы. Прочитайте вопросы, на которые мы ответим во время чтения текста.

У детей лежат карточки с вопросами к тексту:

1. Можно ли назвать друзьями Барбоса и Жульку?

2. Какие слова выбрал Куприн для описания своих героев?

3. Как окружающие относились к Барбосу?

4. Как Барбос относился к другим собакам?

5. Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга?

6. Почему изменилось поведение Барбоса?

7. Чьи действия характеризуют пропущенные слова?

8. Изменило ли появление бешеной собаки Жульку?

9. Чувствовал ли Барбос себя виноватым?

10. Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

6. Словарная работа.

Учитель:

– Заметили ли вы, что автор очень образно и красиво использует слова русского языка?

– За разъяснением значения каких слов обращались к словарю учебника?

Дети работают со словарём учебника. В словаре объясняются значения следующих слов:

Репяхами – репейниками.

Сталактитов – здесь: сосулек, похожих на сталактиты, известковые наросты, свисающие с потолка пещеры.

Искони – издавна.

Лицемерные – неискренние.

Карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

Триумфальном – победном.

– Я нашла для себя некоторые словосочетания, значения которых мне не совсем понятны. Можете ли вы их объяснить?

1) уши носили на себе следы “боевых схваток”;

2) независимый характер;

3) деликатная вежливость;

4) справедливый гнев;

5) панический ужас;

6) подзадоривать друг друга;

7) прислуга казалась тронутой.

7. Анализ характера героев произведения.

Учитель:

– Чтобы лучше представить героев рассказа, рассмотрите два рисунка.

Учитель помещает на доске рисунки двух собак, на которых как можно ярче отражены внешние особенности Барбоса и Жульки.

– Кто из них Жулька, а кто Барбос?

– Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания собак:

1) приземист;

2) широкоплеч;

3) верность;

4) доверчивость;

5) застенчивая вежливость

– Какие из слов можно отнести к Барбосу, к Жульке?

– Докажите свой выбор словами из текста, прочитав 1 и 2 абзацы. Работаем так: у вас на партах лежат сигналы (Учитель заранее разложил сигналы по темпу чтения учеников. Красный круг у хорошо читающих, синий – средний темп чтения, зелёный – у слабо читающих учеников), те, у кого красный сигнал читают 1 и 2 абзацы, синий – 2 абзац, зелёный – 1 абзац.

После самостоятельной работы, дети обсуждают поставленный вопрос.

8. Работа над осознанным чтением.

Учитель:

– На какие вопросы мы ответили? Продолжаем работу по вопросам.

Работа проводится по абзацам. После чтения дети отвечают на вопрос, записанный на карточке.

3 абзац – чтение строчками под счёт (под счёт учителя дети прочитывают одну строку)

– Как окружающие: дети и взрослые относились к Барбосу? Почему?

4 абзац – чтение “Буксир” (дети следят за чтением учителя, который варьирует темп чтения)

– Как Барбос относился к другим собакам? Был ли он победителем в драках?

5 абзац – работа в парах (дети попеременно прочитывают предложения)

– Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга? Как об этом говорит автор?

6 абзац – чтение “лесенка” (см. Приложение № 2)

– Прочитайте отрывок из абзаца и ответьте на вопрос: – Почему изменилось поведение Барбоса?

7 абзац – упражнение “проталинки” (найти пропущенные слова из текста) (см. Приложение № 3)

– Вставьте пропущенные слова.

– Проверьте себя: 1) выскочка;

2) понеслась;

3) наперерез;

4) упала;

5) покатилась.

– Чьи действия характеризуют эти слова?

8, 9 абзацы – чтение “вслух – про себя” (по команде учителя дети читают текст “вслух” или “про себя”)

– Изменило ли появление бешеной собаки Жульку? Как она себя вела?

Чтение до конца текста – чтение за диктором (за читающим шёпотом повторять текст)

– Чувствовал ли Барбос себя виноватым? В чём это проявлялось?

9. Итог урока.

Учитель:

– Вы очень внимательно прочитали рассказ, ответили на вопросы. Можно ли назвать Барбоса и Жульку друзьями?

– Чему учит рассказ? Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

10. Рефлексия.

Учитель:

– Подумайте, как бы вы продолжили предложение “Сегодня на уроке я …”

– Кто хочет поделиться своими размышлениями?

– Спасибо всем за работу на уроке. Поблагодарите друг друга.