Обобщающий урок по русскому языку в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: “Звуки и буквы”.

Задачи:

  1. Развитие речи, внимания, орфографической зоркости. Обогащение словарного запаса учащихся.
  2. Обучение работе в группе. Воспитание чувства товарищества, ответственности за свою группу.

Ход урока

I. Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята!

- Какое у вас настроение? (Хорошее.)

- У всех? (Да.)

- Посмотрите друг на друга и передайте свое хорошее настроение своим товарищам. Пожелайте им удачи. Совсем недавно мы закончили азбуку и начали изучать новый для нас предмет “Русский язык”. И изучили первую большую тему “Звуки и буквы”. И вот сегодня мы подведем итог и покажем, чему научились.

II. Минутка чистописания.

- У меня для вас сюрприз. (В класс влетают шарики, а на них буквы С, К, А, З, К, А.)

- Те, кому достались шарики, выйдите к доске. Попробуйте составить слово из этих букв. (СКАЗКА)

- На какие две группы мы можем разделить эти буквы? Заглавные – строчные. Письменные – печатные, гласные – согласные.)

- Какое опасное место в этом слове? (З) Как проверим?

- Давайте в минутке чистописания повторим, как пишется буква З. (Объяснение и показ учителя на доске.)

- Запишите эту букву на обложке своей книжечки. (У детей на партах маленькие книжечки (альбомный лист, сложенный пополам). Дети пишут по краям книжечки узор из буквы З.)

- Так скажите, что же нам поможет на уроке? (Сказка.)

III. Обобщение и систематизация знаний.

1. - Итак, мы попадаем в сказку. (Звучит волшебная музыка.) В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван Царевич (вывешиваю иллюстрацию) и Василиса Прекрасная. Но однажды Василиса исчезла. Иван Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти и где искать? Кто похитил Василису? Может нам лесные жители подскажут?

2. Гимнастика для глаз.

В углах классной комнаты расположены рисунки с изображением лесных жителей: волк, заяц, лиса, медведь. Учитель называет в любом порядке животных, дети глазами ищут этого героя.

- Но молчат лесные жители, видно хотят, чтобы вы помогли Ивану Царевичу. Поможем? (Да.)

3. Работа в группах.

Карточки для групп.

  1. Что такое звук?
  2. Что такое буква?
  3. На какие две группы делятся звуки русского языка?
  1. Какие звуки называются гласными?
  2. Сколько гласных звуков в русском языке?
  3. Сколько гласных букв в русском языке?
  1. Какие звуки называются согласными?
  2. Сколько согласных звуков в русском языке?
  3. Сколько согласных букв в русском языке?
  1. Назовите согласные звуки, которые являются всегда твердыми?
  2. Назовите согласные звуки, которые являются всегда мягкими?
  3. Назовите беззвучные буквы.
  1. Расскажите про буквы Е, Ё, Ю, Я.
  2. Назовите три случая, когда эти буквы обозначают два звука.

Обсуждаем в группе. Как только музыка прекращается, обсуждение заканчивается.

С обратной стороны карточек – буквы К, О, Щ, Е, Й. Дети отвечают на вопросы и переворачивают карточки, собирают слово “Кощей”.

По ходу ответов, учитель вывешивает на доску обобщающую информацию о звуках и буквах.

А О У Э Ы

Я Ё Ю Е И

10

[А] [О] [У]

[Ы] [И] [Э]

6

Б В Г Д Ж З Й

К Л М Н П Р С

Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

21

Ь Ъ

[Б] [Б?] [В] [В?] [Г] [Г?]

[Д] [Д?] [Ж] [З] [З?]

[Й?] [К] [К?] [Л] [Л?]

[М] [М?] [Н] [Н?] [П] [П?]

[Р] [Р?] [С] [С?] [Т] [Т?]

[Ф] [Ф?] [Х] [Х?] [Ц] [Ч?] [Ш] [Щ?]

36

- Молодцы! Вы подсказали Ивану Царевичу, что идти надо в царство Кощея. И он отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Мы должны помочь Ивану Царевичу победить все три головы Змея. (Вывешиваю иллюстрацию Змея Горыныча с тремя головами.)

4. а) Найдите верный ответ и запишите его в свою книжку.

Загибаю одну голову.

б) Дощечки. “Какой звук или звуки обозначает буква?”

Звучит музыка. Как только музыка прекращается, обсуждение заканчивается.

Загибаю вторую голову.

в) “Найди пару”.

На окнах – парные согласные. Дети составляют пары по звонкости-глухости.

На доске составляю пары.

З – С К – Г Ж – Ш Т – Д Ф – В П – Б

Загибаю третью голову.

- Пошел Иван Царевич дальше и мы с вами пойдем.

5. Физкультминутка.

Мы с Иванушкой шагаем,
Никогда не устаем.
Руки вверх мы поднимаем,
Приседаем и встаем.
Мы с Иванушкой шагаем,
Мы Ивану помогаем.
Руки кверху поднимаем,
Приседаем и встаем.
Василису мы спасем!

6. – Шел Иван Царевич по лесу, а ему на плечо сел почтовый голубь (вешаю на вертушку). А у него – письмо. Открыл Иван Царевич письмо и чуть не заплакал от радости. Это письмо Василисы. Значит, жива она и ждет его. Вот только прочитать письмо нельзя – некоторые буквы стерлись от дождя и ветра. Помогите Ивану Царевичу.

(У каждого ученика – по письму и одно большое – на доске.)

Письмо: “_дравствуй, мой _ванушка! _не у _ощея очень грустно. _ни стоят ненастные, редко светит солнце. _паси меня, _ванушка!” (Проверка.)

- Какие правила встретились?

7. - Пошел Иван Царевич дальше и встретил Лесовичка. Лесовичок сказал, что укажет дорогу Ивану Царевичу до царства Кощеева, даже клубочек даст, если расскажет Иван Царевич алфавит. Поможем Ивану Царевичу?

(Рассказываем алфавит вслух вместе.)

- Молодцы! И на этот раз вы выручили Ивана Царевича. Пошел Иван Царевич за клубком и мы с вами пойдем.

8. Физкультминутка.

Под музыку выполняем гимнастику для глаз и осанки “Восьмерка”.

9. - Довел клубочек Ивана Царевича до царства Кощея, а на пороге – сам Кощей (вешаю). Удивился уму и смекалке Ивана Царевича, пообещал отдать Василису, коли последнее задание Иван Царевич выполнит.

А задание такое: из данных слов выписать только те, где встречается звук [в?].

(Карточка у всех одинаковая. Дети работают в группах, выписывают слова: Лесовичок, алфавит. При проверке все слова убираю кроме этих.)

[В"]

Иванушка

Лесовичок

Звуки

Буквы

алфавит

10. – Пропустил Кощей Ивана Царевича. Он обрадовался, побежал, а где искать Василису не знает. Помогите ему найти Василису. Разгадайте кроссворд. (На доске – мелом.)

Загадки:

  1. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.
  2. Зимой беленький, летом серенький.
  3. Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко, возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней.
  4. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая. Известная персона. Кто она?
  5. Если б не было его, не сказал бы ничего.

- Какие слова встретились в кроссворде? (Словарные.)

- Так где искать Василису? (В башне.)

(Убираю иллюстрацию башни, а под ней – Василиса.)

IV. Итог урока.

- Ваши знания и умение работать в группе помогли Ивану Царевичу разрушить колдовские чары и спасти Василису.

V. Домашнее задание.

- Все, что понравилось и запомнилось на уроке, нарисуйте в своей книжечке.

Спасибо за урок!