Концепция реализации теории изучения коммуникативной компетенции учащихся на уроках естественного цикла

Разделы: Общепедагогические технологии


Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса не отвечают современным требованиям как жизни всего общества, так и конкретного человека.

Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, а, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учетом интересов и дальнейших планов учащихся. Юноши и девушки, выходя из школы, должны уметь овладеть техникой деятельности, планирования, взаимодействия для достижения выбранной ими цели, то есть должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.

Каждый учитель-профессионал задумывается над этими проблемами и пытается найти пути решения поставленных задач.

Общеизвестно, что ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание.

Это высказывание в полной мере относится и к речевой деятельности. К сожалению, нередки случаи, когда личность оказывается не в состоянии реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении. Отсюда возникают основные задачи данной проблемы:

  • в обучении слухо-произносительным навыкам;
  • в обучении навыкам аудирования;
  • в обучении лексическим навыкам;
  • навыкам диалогической речи (подготовленной и неподготовленной);
  • навыкам подготовленной и неподготовленной монологической речи;
  • расширение базы знаний страноведческого характера.

Причины этого кроются в неумении достичь эмоционально-психологического состояния адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности.

Традиционно это явление объясняется наличием стрессовой ситуации, приводящей к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Таким образом возникла насущная необходимость рассмотреть процесс овладения речевыми изменениями, как средствами коммуникации, на которых эти умения базируются, через призму различных психологических аспектов. Прежде всего, нужно говорить о задачах, которые учитель должен поставить перед собой:

1. Четко классифицировать возрастные (типологические) потребности детей (схема № 1)

2. Развивать устойчивый фокусирующий интерес ребенка к общению.

Важнейший фактор полноценного речевого общения – его коммуникативно-познавательное значение и личная заинтересованность (схема № 2). У ребенка, который испытывает интерес, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить опыт путем получения новой информации. Интерес управляет его деятельностью. Поэтому важно предоставлять ребенку свободу для игры, фантазии. Интерес помогает удерживать внимание, не позволяя отвлекаться на побочные раздражители.

3. Обеспечивать удовлетворение потребности детей в эмоциональном контакте. Ребенок стремится к эмоциональному контакту тогда, когда он не получает должного внимания. Именно тогда в его поведении появляются негативизм, капризы, соперничество, стремление занять привилегированное положение в группе сверстников.

4. Использовать опыт педагогов- новаторов. Проводить тестирование и анкетирование учащихся и родителей.

Ставя и перед собой и реализуя эти задачи, появляется возможность разбудить в каждом ребенке внутренне-мотивированную потребность общаться.

Специфическая особенность обучения требует применение самых разнообразных средств активизации речемыслительной деятельности. К таким средствам относится постановка коммуникативной задачи, так как именно она соотносится с целями обучения и с планируемым результатом (схема № 3).

Первое, что учителю необходимо знать – это не только “на какой рычаг нажать, чтобы добиться желаемого результата”, но и как преодолеть обилие отрицательных, тормозящих факторов психофизического и коммуникационного порядка.

Цель моей работы такова: получение устойчивых положительных результатов в процессе формирования коммуникативных умений и навыков как средств обучения на основе психологических аспектов.

Предполагаемый успех возможен только через анализ учителем:

  • типологического (возрастного) развития группы детей;
  • индивидуального развития ребенка;
  • личностного развития;
  • психологических вопросов деятельности и общения;
  • профессиональной деятельности учителя – воспитания и обучения детей.

Эта цель актуальна, так как ее осуществление позволяет раскрепостить ребенка, наладить положительный эмоциональный контакт учителя с группой учащихся и с каждым ребенком в отдельности. Помогает каждому ребенку преодолеть внутреннее противоречие между потребностями и возможностями, убрать “смысловой барьер”, то есть конфликт между непосредственным устремлением и желанием ребенка выполнить то, что требует от него взрослый; способствует развитию творческих комбинаторных моментов воображения (что является существенной предпосылкой для усвоения знаний, требующих умения представить конкретную ситуацию, которую ребенок не может воспринять непосредственно). Опыт учащегося развивает творческое мышление, дает возможность повышать внутреннюю мотивацию, помогает развивать у учащегося адекватную самооценку, тренирует память и внимание, позволяет формировать объективное отношение к миру, способствует развитию уверенности в себе.

Необходимо с самого начала приучать детей к развернутым аргументированным ответам (для активизации речемыслительной деятельности), выражающим причинно-следственные связи. Проблемная ситуация, в которой языку и речи отводится роль для оформления познавательных результатов, при решении проблемы также направлена на моделирование определенных условий, при которых у детей должна возникнуть, в первую очередь, потребность общения.

В зависимости от того, в русле какой функции общения ставится задача, проблемная ситуация может быть разного вида:

1) проблемно-информативная —> ЗНАЕТ – ХОЧЕТ УЗНАТЬ

2) проблемно-побудительная —> ПОБУЖДАЕТ К ДЕЙСТВИЮ - ДЕЙСТВУЕТ

3) проблемно-оценочная —> ПОБУЖДАЕТ К ВЫРАЖЕНИЮ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ, ПОЗИЦИИ - ВЫРАЖАЕТ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ, ПОЗИЦИЮ

Но как преодолеть барьер, часто возникающий между учителем и учеником?

Мы пришли к выводу, что необходимо

  • добывать знания в совместном труде;
  • создавать зону свободного самообразования (ребенок сам ставит цель, добивается ее и реализует в жизни)
  • учить ребенка поверить в себя;
  • давать понять, что он талантлив;
  • углублять развитие творческих способностей;
  • помогать решить ребенку любую проблему (бытовую или учебную).

Таким образом, достигается благоприятное соотношение между коммуникативной деятельностью учащегося и учителя, обеспечивается эффективность деятельности каждого ученика, что является главным при определении объема и качества, решаемых на уроках учебно-воспитательных задач.

В реализации теории изучения коммуникативной компетенции учащихся на уроках естественного цикла возникла потребность в системной подготовке учителей по дифференцированному подходу в обучении с коммуникативной направленностью.

Затронутая мною проблема в системе является проблемой века. Идеи данной концепции не являются исчерпывающими и требуют дальнейшего глубокого рассмотрения.