Урок русского языка по теме: "Текст" (УМК "Перспективная начальная школа"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формирование понятия о связном тексте на базе сравнительного анализа текста и набора предложений;
  • подвести детей к выводам, что предложения в тексте на одну тему и связаны между собой по смыслу.

Задачи:

  1. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока:
  2. Способствовать развитию самостоятельности мышления, орфографической зоркости, памяти, речи.
  3. Создать условия для доброжелательного отношения детей друг к другу, самостоятельности, умение объективно контролировать и оценивать как свои действия, так и действия своих одноклассников.

Оборудование: Раздаточный материал (карточки с предложениями), фигуры солнышек, тучек, таблица.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?
  • Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.
  • Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
  • А теперь давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас?
  • Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
  • У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
  • Всё наше хорошее настроение, я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучкой (прикрепляю на доске магнитами).

Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

Итак, начнем урок. Откройте тетради, подпишите число.

2. Повторение

Сегодня у нас урок развития речи.

Давайте вспомним, что мы узнали на предыдущем уроке.

  • Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательное, вопросительное, побудительное)
  • А по интонации? (восклицательное, невосклицательное)

Прочитайте записи на доске.

Как он красив
Наступила золотая осень
А вы бывали в осеннем лесу
Лес стоит в праздничном наряде

  • О чём они?
  • Можно ли считать, что это предложения?
  • Почему?
  • Расставьте знаки в конце каждой записи.
  • Можно ли теперь сказать, что у нас получились предложения?
  • Прочитайте предложения, которые получились. Постарайтесь голосом передать нужную интонацию.
  • А теперь послушайте, какое будет задание:
  • Выпишите два предложения: одно повествовательное, а другое вопросительное.
  • Какие задания ещё можно выполнить с этими предложениями? (Изменить порядок предложений)
  • Расставьте предложения по порядку.
  • Прочитайте, что получилось.
  • Можно ли сказать, что у нас получилась связь между предложениями?
  • Может быть, из вас кто-нибудь знает, как называется эта запись?

3. Объяснение нового материала

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое текст. Карточка на доске.

  • Что бы вы хотели узнать о тексте?
  • Сегодня мы узнаем первую тайну о тексте: какую запись можно считать текстом.

А сейчас мы поработаем с нашим помощником – учебником.

Откройте учебник на стр. 9. прочитайте задания упр. №3.

Ученики выясняют, что каждое предложение первой записи рассказывают о чём-то своём, а все предложения второй записи связаны между собой по смыслу, имеют общую тему и что ко второй записи легче подобрать название.

Чтение содержания плаката, который держит Асырк.

- Какую запись можно считать текстом?

Доска. Обобщение правила

ТЕКСТ

ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ                  ИМЕЮТ ОБЩУЮ ТЕМУ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На зарядку мы поднялись,
Потянулись, приподнялись.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь,
Выдох, вдох, выдох, вдох.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево тоже надо
Поглядеть из – под ладошек.
И – направо! И ещё.
Через левое плечо!
Хватит. Выдохнуть, вдохнуть.

Работа в тетради на печатной основе с. 56, упр. №71.

Повторение правила о тексте.

-Кто из вас может сейчас отличить текст от любой другой записи? Что такое текст?

Творческая работа. Конверты с предложениями.

У вас на партах лежит конверт. Откройте его. Догадайтесь, какое задание мы сейчас выполним? Посмотрите на условный знак, как мы его будем выполнять? (в парах)

У забора Аня увидела щенка.
Собачка дрожала от холода и голода.
Девочка принесла её домой.
Теперь щенок живёт у Ани.
Ребята нашего класса любят читать.

Повадился в деревню медведь.
Решили охотники поймать зверя.
Ловушку они обмазали мёдом.
Мишка всё съел и был таков.
Тёплый ветер поднял цветочную пыль.

Натаскал медвежонок травинок и листиков в берлогу.
Лёг в тёмный угол и уснул.
Он не видел, как снег выпал.
Не слышал, как мороз трещал.
Поздней осенью на болотах поспевает клюква.

- Что заметили при составлении текста? (лишнее предложение)

Проверка. Чтение составленных текстов.

Подведение итога урока:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что такое текст?
  • Какое настроение у вас к концу урока. Покажите свою карточку.