Брейн-ринг по теме: "Мир европейского Средневековья. Взаимоотношения цивилизаций Европы и Ближнего Востока в Средние века"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель урока: повторить и обобщить основные понятия и узловые вопросы изученной темы.

Задачи:

  1. активизировать знания учащихся по изученной теме;
  2. развивать умение анализировать факты и делать соответствующие выводы;
  3. способствовать воспитанию чувства личной ответственности за общее дело.

Оборудование:

  1. 2 световых сигнала,
  2. черный ящик,
  3. мыло,
  4. фонарик,
  5. перец.

ПЛАН.

I Подготовительный этап.

II Вступительное слово.

III Ход игры.

IV Подведение итогов игры.

V Домашнее задание.

I Подготовительный этап.

Учитель разъясняет, как будет проходить игра. Определяются участники игры:

ведущий – задает вопросы командам, следит за временем, отведенным на обсуждение вопроса, отмечает в списке класса фамилию отвечающего (в качестве ведущего может выступить учитель);

двое наблюдателей – каждый из них находится около стола одной из команд, подает ведущему знак о готовности команды к ответу и следит за тем, чтобы из зала не звучали подсказки;

две команды по шесть человек – формируются по жребию (например, путем вытягивания бумажек) из числа учеников класса. Члены команды занимают место за своим столом лицом друг к другу. В каждой команде определяется капитан, в функции которого входит обозначение готовности к ответу (поднятием карточки или световым сигналом) и назначение отвечающего;

зрители – остальные ребята. Они следят за ходом игры. Если обе команды неправильно отвечают на вопрос, ведущий может попросить помощи у зрителей.

Правила игры:

Ведущий задает командам вопрос. На его обсуждение отводится одна-две минуты. Право ответить на вопрос получает та команда, которая раньше подаст знак о готовности к ответу. В случае неправильного ответа слово переходит к другой команде. Если время обсуждения у обеих команд превысит одну (две) минуту, они дисквалифицируются, и их место занимают новые команды.

Если наблюдателем будет зафиксирована подсказка, то команда, которой эта подсказка была адресована, теряет право ответа.

Игра идет до определенного количества очков (трех, четырех, пяти, шести), после чего проигравшая команда покидает свой стол, и ее место занимает новая команда, сформированная по жребию из числа зрителей.

II Вступительное слово ведущего.

Сегодня у нас необычный урок. Пройдет он в форме брейн-ринга. Три команды будут соревноваться сегодня на звание лучших знатоков истории. На сцене у нас герб – изображение льва. Это животное символизирует силу, бесстрашие, ум. А девизом нашего урока пусть станут слова: «Как льва узнают по когтям, так юного любителя истории узнают по его ярким, интересным и точным ответам». Итак, начинаем игру.

Напоминаю главное правило: кнопку светового сигнала может нажимать только капитан после моей команды. В противном случае будет считаться, что команда допустила фальстарт. В конце раунда проигравшая команда уступает место другой команде. Итак, игра. (звучит музыка)

III Ход игры.

Внимание: I раунд.

№1. 1 января в Париже встретились 2 крестьянина: Жан и Кристоф. Кристоф рассказал Жану, что уже прошло 2 месяца, как он убежал от феодала. Они поселились вместе. 5 ноября стража арестовала Жана и отправила домой к феодалу.

Вопрос: Почему оставили в покое Кристофа?

Правильный ответ: Прошел год. «Городской воздух делает человека свободным».

№2. Первые дома и улицы г.Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала тянулись засыпанные песком каменные ступени, широким полукольцом охватывающие поселение.

Вопрос: Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения г.Арля?

Правильный ответ: Он возник на месте цирка.

№3. В уставе шелкоткацкого цеха г.Кельна было сказано: «Мастерица, у которой будет найдена шелковая ткань, изготовленная не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а материя разрезается на куски в присутствии старшин».

Вопрос: Что осуждали эти правила?

Правильный ответ: Плохое качество, изготовление не по правилам.

№4. В постановлении совета одного из немецких городов сказано: когда изобретатель Вальтер Козингер предложил построить колесо для прядения и сучения шелка, то по решению городского совета он был изгнан из города, и было вынесено постановление, что «не надо строить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии».

Вопрос: Объясните, почему так поступил городской совет?

Правильный ответ: Цехи тормозили развитие ремесла.

№5. В XIII в. в Париже было около 100 цехов, а в конце XIV в. – до 350; в Лондоне число цехов возросло с 50 до 100.

Вопрос: Почему число цехов возрастало?

Правильный ответ: Появилось разделение труда между специальностями.

№6. В городе Эринбурге (Шотландия) была «улица коров», а в Страстбурге (Германия) – «улица быков».

Вопрос: О какой особенности средневекового города свидетельствуют названия этих улиц?

Правильный ответ: О связи с сельским хозяйством.

№7. Внимание, черный ящик! (звучит музыка).

В этом ящике находится предмет, без которого человек в средневековом городе в темное время суток просто не мог выйти из дома.

Вопрос: Так что же находится в черном ящике?

Правильный ответ: Фонарик.

Объявляется счет. Проигравшая команда выбывает из игры.

Начинаем II раунд.

№1. До XII в. редко перевозили грузы в телегах, хотя уже была изобретена удобная упряжь, а навьючивали их на спину лошади. Знатные люди путешествовали тогда, как правило, не в повозках и каретах, а верхом.

Вопрос: Чем можно объяснить такие способы перевозки грузов и путешествий до XII в.?

Правильный ответ: Наличием плохих дорог.

№2. В правилах городского совета Парижа в XII в. было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по клоку травы с низких боковых оград с каждой стороны?

Вопрос: Почему существовало такое предписание?

Правильный ответ: Связь городов с сельским хозяйством.

№3. Поэт XIV в. Джеффри Чосер рассказывает о том, как наживал богатства купец:

Он толковал о том,
Как получать, как сберегать доходы.
…Он курс экю (монета) высчитывать умел
И знатно на размене наживался.
И богател, а то и разорялся,
Но ото всех свои долги скрывал.
Охотно деньги в рост купец давал,
Но так искусно вел свои расчеты,
Что пользовался ото всех почетом.

Вопрос: Какие способы наживы, кроме торговли, использовал купец?

Правильный ответ: Размен, ростовщичество.

№4. В документах сообщается, что первые сеньоры ряда новых городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное жительство в эти города, от пошлин и налогов на городскую землю.

Вопрос: Чем объяснить такие действия сеньоров вновь созданных городов?

Правильный ответ: Целью привлечь людей в города.

№5. Поэт-школяр (вагант) сочинил стих «О всесилии денег».

Деньги то бросят нас в войны,
То жить нам позволят спокойно.
Суд решает за плату
Все то, что хочет богатый.
Деньги терзают нас ложью,
Вещают и истину божью.
Деньги ввергают в соблазны,
И мучат, и губят нас разно.

Вопрос: Почему такое стихотворение могло появиться только в XII в., не ранее?

Правильный ответ: Денег в обращении не было.

№6. Внимание, черный ящик!

В этом ящике находится то, что в средние века ценилось на вес золота, а теперь очень часто употребляется в пищу.

Вопрос: Так что же в черном ящике?

Правильный ответ: Перец.

Объявляется счет. Проигравшая команда выбывает из игры.

Начинаем III раунд. (посвящен крестовым походам)

№1. Церковь призывала помогать нищим, утверждая, что добрыми делами можно заслужить место в раю. «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные – для спасения богатых», - писал церковный деятель.

Вопрос: Объясните смысл этого высказывания.

Правильный ответ: Оправдывалось существование богатых и бедных. Помогая бедным, богатые заботились, прежде всего, о спасении своей души.

№2. В стихотворении одного из средневековых авторов говорится:

В сердце волки, с виду – овцы –
Таковы они, торговцы
Божьими даяниями…

Вопрос: Кто эти торговцы и чем они торговали?

Правильный ответ: Монахи торговали индульгенциями.

№3. Европейцы многому научились на Востоке после крестовых походов.

Вопрос: Покажите, чему они научились!

Правильный ответ: Переодеваться, мыться горячей водой, мыть руки, есть вилкой и ложкой.

№4. В рифмованной хронике Рауля Каннского описывается, как эти люди вели себя в захваченном ими городе:

Едва они в город проникли, всюду рассеялись…
Кинулись в домы, на крыши, в сады, огороды –
Везде убивают, грабят и опустошают.
Скот хватает этот, врывается в дом другой,
Одни похищают золото, медь же – другие,
К сокровищам алчный торопится…
Душит старцев один, другой отбирает младенцев…

Вопрос: Кто эти люди? Какой город они захватили?

Правильный ответ: Крестоносцы. Константинополь.

№5. С начала XIII в., после IV крестового похода, церковь предписала феодалам и городам, в зависимости от их богатства, выставлять для участия в крестовом походе определенное количество воинов и снабжать их деньгами на 3 года.

Вопрос: Почему потребовались такие предписания церкви, чтобы организовать новые крестовые походы?

Правильный ответ: Было мало желающих.

№6. Внимание, черный ящик.

В нем находится предмет, который в Европе узнали после крестовых походов и без которого мы не обходимся ни одного дня.

Вопрос: Что в черном ящике?

Правильный ответ: Мыло.

Объявляется окончательный счет.

IV Подведение итогов.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности.

Вопросы для учащихся:

  1. Удачно ли прошла игра?
  2. Кто из участников дал больше правильных ответов?
  3. Как выполняли свои функции капитаны команд и наблюдатели?

V Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему: «Средневековый город и его жители».

Литература для учителя:

  1. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М., «Просвещение», 1992.
  2. Смирнова Е.Д. Дидактический материал по истории средних веков. Минск, «Элайда», 1998.
  3. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. М., Мирос-«Международные отношения», 1995.

Литература для учащихся: Энциклопедия для детей. Том 1, «Всемирная история», М., «Аванта+». 1997.