Использование граф-моделей при решении арифметических задач

Разделы: Математика


Использование граф- моделей при решении арифметических задач.

Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие математического мышления и речи учащихся.

Только в начальной школе дети знакомятся с разными задачами, задачами разных видов: нахождение суммы, остатка деления на равные части, разностное сравнение и т. д.

И, прочитав условие новой задачи, ученик видит в нем совершенно другую, ничем не похожую на предыдущую и теряется. Хотя смысл задачи, может быть, и не изменился, надо только выбрать нужное действие.

Применение граф- моделей при решении задач позволяет обойти эти трудности и увидеть, что одна и та же граф-модель подойдет для разного набора задач.

Первая работа по теории графов принадлежит Леонарду Эйлеру (1736 год), хотя термин «граф» впервые ввел в 1936 году венгерский математик Денеш Кениг. Графами были названы схемы, состоящие из точек и соединяющих эти точки отрезков прямых или кривых (примеры графов изображены на рисунке).

Я расскажу о своем опыте применения граф- моделей при решении арифметических задач в начальной школе и в 5-6 классах.

Смысл граф - модели состоит в том, что любое действие можно выполнить лишь тогда, когда есть два данных числа, которые каким-то образом связаны между собой. И, в результате выполнения какого-либо действия, получается третье число.

Таким образом любую задачу в одно действие можно изобразить в виде следующей граф - модели:

(Закрашенные кружочки - это данные задачи, а незакрашенные - это результат действия)

Задачи:

А) Поезд шел со скоростью 50 км/ч. Сколько км. прошел поезд за 4 часа?

Б) Толя с бабушкой ходили по грибы. Придя домой они сосчитали, сколько грибов собрал каждый. Оказалось, что бабушка собрала 69, а Толя 43 гриба. Сколько грибов они собрали вместе?

В) Длина ломаной, состоящей из шести звеньев,- 25,8 см. Какова длина одного звена?

Г) Человек прошел расстояние 100 м. Сколько шагов он сделал, если длина его шага ровна 0,8 м?

Имея граф-модель для задачи в одно действие, учащиеся могут придумать множество задач разных по содержанию, решить которые можно лишь одним из четырех арифметических действий.

При переходе к задачам из двух и более действий необходимо помнить, что любое действие на граф- модели представлено тремя кружочками (из двух данных - третье).

Задачи:

А) Туристы были в пути 3ч. утром и 4ч. вечером, причем скорость их была постоянной 5 км/ч. Каков путь, пройденный туристами за день?

Б) Совхоз отправил на завод 40 машин с яблоками. В каждой машине было 220 ящиков по 25кг. Сколько тонн яблок отправили на завод?

3.jpg (4692 bytes)

В) Папа Димы весит 86,5 кг. Дедушка Димы весит на 18,7 кг меньше, чем папа. Дима весит в 2,4 раза меньше, чем дедушка. Сколько весит Дима?

Граф- модель для задачи в два действия может быть такой:

Задача:

На одной ферме 847 коров, а на другой на 309 коров больше. Сколько коров на двух фермах?

Хорошо на граф- модели видно количество действий, которые нужно выполнить, чтобы получить результат (количество не закрашенных кружочков).

Если рассмотреть учебники начальных классов и 5-6-ых классов можно обнаружить, что в основном можно для них составить чуть больше десятка различных граф- моделей.

В основном это граф- модели, перечисленные мной ранее, или полученные из них.

Расположение кружков может быть разным, но, необходимо, чтобы каждое действие имело строгое расположение на схеме.5.jpg (6824 bytes)

Задачи:

А) В двухкомнатной квартире ширина каждой комнаты 4 м, а их длина 7 м и 5 м. Сколько квадратных метров коврового покрытия потребуется, чтобы полностью застелить полы в комнатах?

Б) На лесосеке было 16 штабелей бревен по 55 штук в каждом и 12 штабелей по 42 штуки в каждом. Сколько штук бревен было на лесопилке?

Результативно идет работа с учащимися по составлению задач к готовым граф- моделям. Один ученик составит простую задачу, другой ее усложнит. Таким образом каждый поработает в меру своих способностей.

Второй вид работы с граф- моделями состоит в следующем: имея набор различных граф- моделей, учащимся предлагается по условию задачи выбрать нужную модель.

Первый плюс граф- моделей состоит в том, что преодолевается барьер в каждой задаче видеть совершенно новую, не похожую на ранее решенную. Многие задачи похожи по способу решения.

Прочитав задачу,  при составленной краткой записи можно услышать: а сколько действий в задаче?

Второй плюс граф- моделей в том, что при составленной граф - модели ученик не задаст этого вопроса, потому что видит, сколько пустых кружков. И самое главное, ребенок видит, какие два числа нужно взять, чтобы выполнить действие.

Третий плюс в том, что составить модель намного проще и быстрее, чем краткую запись. И детям очень нравиться работать с моделями.

Ни по одной краткой записи ваши дети не смогут составить такое количество разных задач.

В результате проведенной работы по решению задач с помощью граф- моделей, у детей значительно улучшилась математическая речь, познавательная активность, а также возрос интерес к математике.

И еще несколько задач и их граф- моделей:

А) Один автомат в минуту закрывает 60 банок, а другой на 5 банок больше. За сколько минут оба автомата при их одновременном включении закроют 2500 банок?

Б) Из рулона ткани в первый день продали 12,52м, во второй день еще 26,7м, а в третий день 19м. Осталось непроданными 2,48м. Сколько метров ткани было в рулоне?

В) Из 35м ткани сшили 6 костюмов для мужчин и 5 костюмов для мальчиков. При этом 1,55м ткани остались неиспользованными. Сколько метров ткани требуется на один детский костюм и на один взрослый, если на костюмы для мужчин израсходовали 19,2м ткани?