Урок-игра в 6-м классе по теме: "В поисках сысла…". Развитие выразительности устной речи

Разделы: Литература


Цели:

  • расширить представление учащихся о роли интонации в речи,
  • развивать речь учащихся и их творческие способности, познакомить с основными элементами интонации.

На доске стихотворение

В каждом параграфе,
В каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе -
Ты только вдумайся, только всмотрись -
Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой -
Ты только вдумайся, только всмотрись -
Кроется самая главная мысль.

Эпиграф - краткое изречение, которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выразительности, эмоциональной окраски фразы.

Работа с эпиграфом и темой урока.

Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Как оно связано с темой урока?

Какие его строки вы предложили бы сделать эпиграфом к сегодняшнему уроку ?

Что мы называем эпиграфом?

Запись темы и эпиграфа в тетради.

Итак, цель нашего урока – научиться искать смысл слова, фразы, текста.

Лекция с элементами беседы об интонации, ее основных элементах. (детям предлагается записать в тетрадях план беседы)

Поискам смысла устной речи помогает наблюдение за ее интонацией. Что мы понимаем под интонацией? (На доске запись)

Основными элементами интонации являются:

Мелодика речи (повышение и понижение голоса) . Сравните, например, мелодику повествовательного предложения (Мы поедем сегодня в цирк.) и вопросительного (Мы поедем сегодня в цирк?) Определите их различие.

Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи) .

Приведите примеры стихотворных размеров.

В учебнике найдите известные вам стихотворения и определите их размер.

- Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок)

Определите различие в значении выражений: мрачный голос, веселый голос, грустный голос.

- Темп речи (скорость речи) .

Вспомните известные вам скороговорки, произнесите их, сравните их темп произношения с обычной речью и замедленной речью при диктовке.

Интенсивность речи (сила или слабость звучания) .

Произнесите пословицу “Жить – Родине служить” так, как будто вы беседуете с другом в небольшой комнате, как будто вы произносите эти слова со сцены в театре и хотите быть услышанным зрителями.

- Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку) .

Прочитайте вопросительное предложение “Мы поедем сегодня в цирк?” так, чтобы слушающий вас должен ответить на вопросы:

1) кто поедет сегодня в цирк,

2) как мы отправимся сегодня в цирк,

3) когда мы поедем в цирк,

4) куда мы сегодня поедем.

Итак, какие интонационные признаки помогают нам точно передать смысл речи?

Игры и упражнения, помогающие осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать ее смысл адекватным образом.

1) Работа со скороговорками, цель – отработка понятий “тембр речи”, “темп речи”.

Произнесите поговорки в быстром темпе и с определенной эмоциональной окраской:

Проворонила ворона вороненка –

а) пожалев вороненка,

б) поругав ворону.

От топота копыт пыль по полю летит –

а) поругав слушателей,

б) успокоив их.

На дороге с утра тарахтят трактора –

а) поругав кого-то,

б) похвалив кого-то.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. –

а) прочитав как информационное сообщение,

б) выразив возмущение этой новостью.

Какой вывод помогает сделать эта работа?

2) Игра “Как живешь?” Учитель задает вопросы, дети, варьируя интонацию слов “Вот так”, отвечают на вопросы с помощью жестов.

- Как живешь?

- Вот так! (поднимают большой палец)

- Как идешь?

- Вот так! (по ладони идут два пальца)

- Как бежишь?

- Вот так! (локти прижаты к бокам, задвигались, произносят быстро, “на бегу”)

- Ночью спишь?

- Вот так! (две ладони под щекой)

- Как даешь?

- Вот так! (широкий жест от себя)

- Как берешь?

- Вот так! (игриво жест к себе)

- Как шалишь?

- Вот так! (надувают щеки и хлопают легонько по ним)

- А как грозишь?

- Вот так! (грозят указательным пальцем) .

3) Работа над выразительным чтением. На каждом столе текст стихотворения Б. Заходера “Где поставить запятую?”

Прочитайте текст вслух, почему возник комический эффект?

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая,
- Вот что значит
Запятая!

Как устранить смысловые нелепицы? Прочитайте вслух измененный текст. В результате чего произошло переосмысление текста? Какой вывод о роли знаков препинания в передаче авторской мысли вы можете сделать?

4) Собери стихотворную рифму.

По смыслу и по рифмам восстановите строфы стихотворения поэта 19 века Николая Ядринцева “Родина”. (На каждой парте одна из разрезанных на строки пяти строф стихотворения) .

Прочитайте свой вариант, сравните его с авторским (учитель читает строфу) , устраните ошибки, если они есть, переставив строки.

Найдите основную мысль своей строфы. Какой образ создал в ней автор?

Я рожден в стране далекой,
К чьим гранитным берегам
Вечно хладною струею
Плещет грозный океан.

Я рожден в стране обширной,
Где границ пространствам нет,
Где от моря идо моря
Разостлался белый свет.

Я из той страны привольной,
Где начала нет рекам,
Где зелеными морями
Лес бушует по долам.

Я из той земли, чьи недра
Драгоценный держат клад,
Для дворцов порфир и мрамор,
Малахиты для палат

Я из той страны, где соболь
С давних пор ведет свой род,
Где лисица с горностаем
Драгоценный мех дает.

Все, кажись, в стране той диво,
Вся она полна чудес:
Горы с розами близ снега
И зимой – зеленый лес.

Определите основную мысль, объединяющую все строфы.

Игра “Буриме”. Наполните смыслом строки стихотворения-загадки, дописав их по заданным рифмам, нарисуйте отгадку.

Предлагаемые рифмы Полный текст
Носится Носится
Свищет. Свищет
Мечется Мечется
Рыщет Рыщет
Пробежит Где пробежит
Дрожит Листик дрожит
Пронесется Где пронесется
Гнется Дерево гнется

Подведение итогов урока.

Еще раз прочитайте тему урока и эпиграф. Что же нам помогает найти и передать смысл сказанного, прочитанного?

Дома: подготовить выразительное чтение стихотворения или прозаического отрывка.