Характеристика психического здоровья и психологической культуры младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического развития подрастающего поколения . Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.

Состояние психического здоровья детей- это важнейшая составная часть их общего здоровья, оно определяет будущее нашей страны. В то же время в настоящий период отмечается рост нервно-психических расстройств у детей и подростков, причем

в Алтайском крае негативная динамика более выражена, чем в среднем по РФ. Рост преступности, распространение аддитивных нарушений (зависимостей), суицидальной направленности поведения, а также повышение показателей смертности в результате несчастных случаев, травматизма прямым или косвенным образом связаны со снижением уровня психологического здоровья населения нашей страны, в частности подрастающего поколения. Предупреждение нервно-психических нарушений, сохранение и укрепление психического здоровья требует усилий многих ведомств, организаций, слоев общества, в том числе- системы образования.

В рамках системы образования здоровье и, в частности, психическое здоровье учащихся важно рассматривать, прежде всего, воспитательно-образовательную категорию в контексте проблем воспитания, обучения и психического развития.

На мой взгляд, психическое здоровье является “фундаментом”, основой для здоровья психологического. Нельзя быть психологически здоровым человеком, не будучи здоровым психически.

Таким образом, психическое здоровье также существенно определяется образом жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает:

  • стремление к физическому совершенству;
  • достижение душевной, психической гармонии в окружающей жизни;
  • обеспечение полноценного питания и т. д.

Таким образом, под ЗОЖ следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Выделяют 10 наиболее значимых факторов, влияющих на здоровье человека:

  1. профилактика вредных привычек;
  2. культура питания;
  3. оптимальные физические нагрузки;
  4. психологический фактор (эмоциональное благополучие);
  5. сон, отдых;
  6. экологический фактор;
  7. личная гигиена;
  8. своевременная медицинская помощь;
  9. социально-экономический фактор;
  10. наследственность.

Предлагаю вам общие рекомендации по проведению занятий, а также разработки сценариев занятий для учащихся 1-4 классов, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Занятия могут быть использованы для проведения классных часов, других меропритий, материалы также могут быть фрагментарно включены в учебные предметы.

Особенности предлагаемых циклов занятий заключаются в следующем:

1. Занятия помогают пройти кризис шести-семи лет, успешно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.

2. Занятия позволяют обеспечить состояние внутреннего благополучия, комфорта и защищенности, что обусловлено как их содержанием, так и принятыми в группе правилами взаимодействия и личностно-центрированным стилем общения педагога.

3. Занятия с детьми построены на сюжетной основе.

От занятия к занятию прослеживается сюжетная линия, дети вовлечены в деятельность, которая является целесообразной и мотивированной, что повышает эффективность занятий и интерес к изучаемому материалу.

Использование форм и методов работы с детьми определяется тем, что содержание обращено к компонентам психического здоровья (благополучия учащихся).

Поэтому наряду с формами и методами, принятыми в педагогике, использую адаптированные психологические методы:

  • групповая дискуссия, беседа;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
  • элементы социально-психологического тренинга и другие.

Общие рекомендации по проведению занятий:

Регулярно в начале и в конце проводить логически завершенного отрезка времени (темы)или в конце занятия следует проводить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление создалось у детей от занятия, обсудить, что они поняли (не поняли). Что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось, спросить их, для чего это нужно знать и уметь и т. д.

Рефлексия процесса в результате выполнения деятельности предполагает регулярную постановку вопросов и ответы на них:

  • Зачем это нужно знать и уметь?
  • Какая мне нужна помощь?
  • Что помогло выполнению задания?
  • Как выполнял задание, какие правила, способы использовал?
  • Что получилось, что не получилось?
  • Оцени, насколько успешно было выполнено задание?
  • Что я сегодня узнал нового?…

Итак, основные принципы работы с детьми:

  • активизация познавательной, коммуникативной и практической деятельности учащихся на репродуктивном и творческом уровнях, основанная на использовании многообразных форм работы с детьми;
  • диалогизация процесса обучения, равноправный диалог учителя с учащимися, учет интересов и потребностей детей, обратная связь;
  • практическая направленность занятий с обязательным обсуждением того, где и как можно применять новые знания и умения.

Для того, чтобы проводить занятия, необходимо иметь следующее оборудование и оснащение кабинета:

  • магнитофон;
  • палас или ковер;
  • мягкие игрушки;
  • наглядные пособия и раздаточный материал.

Предлагаю элементы творчества в работе.

1-й класс

Занятие 1. Сон и здоровье.

Дети заходят в класс и видят, что ежика нет на привычном месте. Он спит, укрывшись одеялом. Учитель просит тихо сесть на стулья, чтобы не разбудить Тишу.

  • Что Тиша делает? (Спит.)
  • Почему нельзя шуметь? (Чтобы не разбудить, не нарушить сон.)
  • Как вы думаете, почему Тиша спит днем?
  • Может он перешел к зимней спячке?
  • Вы знаете животных, которые всю зиму спят?
  • Что же такое сон?
  • Для чего он нужен?
  • Какое бывает настроение, если не выспишься?
  • Как следует спать?
  • Что следует и что не следует делать перед сном?
  • Сколько времени нужно спать?
  • Почему мы в школе невнимательны, если не выспались?

Учитель рассказывает детям о том, что когда мы спим, отдыхают не все органы, а только те, что помогают нам взаимодействовать с окружающим миром. Мы как бы закрываем окна и двери на ночь, а мозг продолжает свою работу, приводит в порядок то, что мы за день увидели, услышали, узнали и всё “раскладывает по полочкам”.

В это время ёжик просыпается и рассказывает о том, что он видел во сне: ему снилось, что он совсем не ёжик, а цветок в горшке - кактус, у него такие большие красивые колючки! Он стоял на подоконнике и любовался видом из окна. Вдруг кто-то подошёл к нему с огромной лейкой и стал поливать его. Тиша испугался и сразу же проснулся.

  • А вы видите сны?
  • Какие сны вам снятся?
  • Какие чаще, хорошие или плохие?

Дети рассказывают о своих снах. Затем учитель продолжает разговор о том, что не видит сны, видят их каждую ночь, только утром не могут вспомнить. И ещё ученые определили, что сны свои мы смотрим, как кино: наши глаза быстро движутся под закрытыми веками. А слепым от рождения снятся только звуки и телесные ощущения. Глаза их неподвижны.

В разговор вступает Тиша:

  • Сколько времени на сон уходит! Лучше бы в это время погулять, поиграть.
  • А вы как думаете, ребята?
  • Что бы с ними произошло, если бы мы долго не спали?

Во сне человек восстанавливает свои силы, приводит в порядок свои дневные впечатления. Сон лечит. Даже учиться можно во сне! И ещё в народе говорят об одном удивительном свойстве сна. Есть такая пословица: “Утро вечера мудренее”. Оказывается мозг, отключившись от посторонних сигналов, может размышлять именно ночью, во сне.

А. С. Пушкину часто снились стихи, Л. Ван Бетховен однажды сочинил во сне музыкальное произведение. Вы тоже можете использовать это свойство мозга: перед сном, уже засыпая, задать ему какой-нибудь вопрос, а утром получить ответ. Но для этого нужно уметь правильно готовиться ко сну, правильно спать, не спорить с родителями, если они вас отправляют в постель (говорят, что во сне ещё и растут).

Здесь есть разные карточки: на них написано то, что помогает хорошему сну, на других - что мешает. Но они все перепутаны. Нужно их правильно разложить.

Желательно детей разбить на несколько подгрупп и каждой дать по набору карточек. По окончанию работы следует обсудить полученные результаты: что и мешает или помогает сну.

Примерный перечень карточек:

Помогает сну:

  • прогулка перед сном;
  • свежий воздух в комнате;
  • чистая постель;
  • просторная одежда;
  • спокойное настроение;
  • чистая совесть и т. д.

Мешает сну:

  • уроки перед сном;
  • свет в окне;
  • шум;
  • резкие запахи;
  • душная комната;
  • плотный ужин;
  • плохое настроение и т. д.

Что вам говорят ваши родители перед сном? (Спокойной ночи!)

А когда вы просыпаетесь? (С добрым утром!)

Желаю, чтобы ваш каждый день был добрым, а каждая ночь- спокойной!

Прощание.

2-й класс

Занятие. Добро и зло.

Цели:

  • формировать умение анализировать текст(психологический и этический аспекты анализа);
  • получить представление о добре и зле.

Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествие в Сказочный Мир. Уже появились первые посланницы зимы - снежинки. Мне очень нравится “зимняя сказка” Г. Х. Андерсена, знаете как она называется?(Ответы детей. )

- Да, это сказка “Снежная королева”. Давайте представим себе, что мы попали в эту сказку и в эту страну. Я предлагаю отправиться по следам Кая и Герды.

Нам предстоит нелегкий путь - с опасностями и приключениями. И я думаю, вы узнаете много нового, потому что это прежде всего путешествие в Мире Людей. Мы познакомимся ближе с героями этой удивительной сказки, постараемся понять их действия, поступки. Мы увидим, какие они разные: какие у них характеры, привычки. Как и в любой сказке, с нами будут происходить невероятные вещи: мы будем понимать язык зверей и птиц…И, как в любой сказке, будет всегда побеждать…(добро).

  • Кто из вас уже прочитал эту сказку?
  • О чём она? Понравилась ли вам?
  • А сейчас послушайте дальше историю о Кае и Герде, о том, что случилось однажды и как это изменило их жизнь.

“Что за чудное было лето и как хорошо было под кустами благоухающих роз, которые, казалось, должны были цвести вечно!

Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками-зверями и птицами; на больших башенных часах пробило пять.

- Ах! – вскрикнул вдруг мальчик. - Мне кольнуло прямо в сердце, и что попало в глаз!

Девочка обвила ручонкой его шею, он мигал глазами, но ни в одном ничего не было видно.

- Должно быть выскочило! - сказал он.

Но в том то и дело, что нет. В сердце и в глаз ему попали два осколка дьявольского зеркала, в котором мы, конечно, помним, всё великое и доброе казалось ничтожным игадким, а злое и дурное отражалось ещё ярче, дурные стороны каждой вещи выступали ещё резче.

Бедняжка Кай! Теперь сердце должно было превратиться в кусок льда! Боль в глазу и в сердце уже прошла, но самые осколки в них остались.

- О чём же ты плачешь?- спросил он Герду. – У! Какая ты теперь безобразная! Мне совсем не больно! Фуй! - воскликнул он затем. Эту розу точит червь! А та совсем кривая! Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых они торчат!

И он, толкнув ящик ногою, вырвал две розы!

- Кай, что ты делаешь?- закричала девочка, а он, увидя её испуг, вырвал ещё одну и убежал от миленькой, маленькой Герды в своё окно.

Приносила ли девочка после того ему книжку с картинками, он говорил, что эти картинки хороши для грудных ребят; рассказывала ли что-нибудь старушка-бабушка, он придирался к словам. Да хоть бы одно это! А то он дошел до того, что стал передразнивать её походку, надевать её очки и подражать её голосу! Выходило очень похоже и смешило людей. Скоро мальчик выучился передразнивать и всех соседей; о отлично умел выставлять на показ все их странности, и люди говорили:

- Что за голова у этого мальчугана!

А причиной всему были осколки зеркала, что попали ему в глаз и сердце. Потому-то он передразнивал даже миленькую, маленькую Герду, которая любила его всем сердцем”.

Вопросы для обсуждения:

- Каким был раньше характер у Кая?

- Как он раньше относился к Герде?

- Как он изменился, каким стал? Какие поступки стал совершать?

- Как ещё в жизни появляется добро и зло?

Дети осуществляют анализ поступка по алгоритму(работа в альбоме).

Давайте нарисуем по две картины: первую назовём “Добро”, а вторую - “Зло”. Вы можете нарисовать всё, что вам захочется, как каждый из вас представляет - что такое добро и зло, в чём оно может проявляться. Мы сохраним ваши рисунки. Ниже рисунка дети продолжают предложения:

Добро - это….

Зло - это…

После выполнения заданий - общее обсуждение того, что можно считать добром, а что - злом.

Прощание.

Итак, здоровье учащихся- одна из острых проблем современной жизни. В формировании представлений о здоровом образе жизни школа может участвовать не только через систему воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки природоведения, окружающего мира.