Урок математики во 2-м классе по теме: "Конкретный смысл действия умножения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомиться с новым математическим действием.
  • Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
  • Развитие рефлексивной культуры.

Оборудование:

  • Таблица разрядов и классов.
  • Рисунки с яблочками (2).
  • Дерево Успеха.
  • Комплект зеленых листьев.
  • Высказывание Пифагора (Схема 1).
  • Пословица (Схема 2).

Ход урока

I. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмём же ручки и мелок
И вместе сочиним урок.

II. Активизация познавательной деятельности.

Вас ждут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас
Пожелаю вам удачи! –
За работу! В добрый час!

5 учеников получают карточки с заданиями разного уровня. В конверте, который выдаётся вместе с карточкой, находится решение заданий. Ученик самостоятельно выбирает посильное задание, проверяет его и оценивает работу.

Для остальных:

1.Упражнение на внимание.

Работа по таблице Разрядов и классов. Учитель указкой постукивает в разряде десятков и единиц. Дети записывают в тетради числа:

23; 5; 41; 50; 64; 14

У. – Что вы заметили?

Д. (числа однозначные, двухзначные, четные, нечетные)

– Лишнее число 5, т.к. однозначное.

– Лишнее число 50, т.к. круглое.

– Лишнее число 64, т.к. сумма цифр этого числа равна 10, а в остальных случаях – 5.

– Можно составить выражения:

23+41=64

64-14=50 и т.д.

У. – Назовите числа

  • в порядке возрастания,
  • в порядке убывания.

Молодцы! А сейчас немножко волшебства.

(Дети, закончившие работу по карточкам, присоединяются)

2.

– Найдите лишнее выражение в каждом столбике. Докажите.

(Ответы детей)

У. – Молодцы, ребята! Хорошо поработали с числами. А вот великий математик Пифагор, живший с 580 по 500г. до н.э., считал, что числа очень важны в жизни людей. Прочитайте его высказывание.

Д. – “Миром управляют числа”.

У. – Как вы понимаете это выражение?

– Согласны ли вы с Пифагором? Прав ли великий математик?

(Ответы детей)

III. Усвоение новых знаний и способ деятельности.

У. – Да, ребята. Числа повсюду в нашей жизни. Сегодня мы раскроем ещё одну тайну числа.

(Предлагается 2 рисунка).

Рисунок 1 Рисунок 2

У. – Рассмотрите и сравните рисунки.

– Чем эти рисунки похожи? Чем отличаются?

– Каким действием можно узнать, сколько яблок на каждом рисунке? Запишите выражения.

Д. 6+4+5

5+5+5

У. – Сравните записанные выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?

(Ответы детей)

У. – Составьте и запишите три суммы, похожие на вторую.

(Предложения детей)

У. – Если все слагаемые в сумме равны между собой, сложение можно заменить другим действием – умножением.

Учитель записывает на доске:

5+5+5=5*3

- Рассмотрите выражение:

- Каким знаком обозначается действие умножения?

Д.– (Точкой).

У. – Что показывает в нём число 5? А число 3?

– Замените умножением записанные вами суммы.

Проверка.

У. – Что же является объектом нашего изучения? Какова тема урока? Чему должны научиться?

(Ответы детей).

IV. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Нарисуйте в тетради 4 синих и 4 желтых квадрата. Сколько всего? Запишите выражение. Можно ли заменить умножением? (Да, т.к. слагаемые одинаковые).

Дорисуйте ещё 2 красных квадрата.

Замените умножением.

(Ответы детей).

Какие будут мнения? Как исправить ситуацию?

(Дети предлагают дорисовать ещё 2 красных квадрата).

V. Физминутка.

а) Покажите на пальцах:

– Самое маленькое двузначное число.

– Самое большое однозначное.

– Самое маленькое однозначное.

– К количеству цветов радуги прибавить число пальцев на 1 руке и вычесть количество пальцев на 2 руках.

б) Игра “День и ночь”

У. – Ночь! (дети закрывают глаза) 1+1+1 - День.

Д. – 1*3

У. – Ночь! 0+0 – День!

Д. – 0*2

У. – Ночь! 2+5+3-День!

Д. – Нельзя заменить умножением, т.к. слагаемые разные.

VI. Закрепление изученного.

1. Соедините стрелочкой равные выражения

На доске:

2+2+2+2+2+2 0*2
7-7-7 7*3
6+2+4 6*2
9+9+9+8 2*6
0+0 9*3

2. Работа с учебником.

Самостоятельная работа в парах.

с.40 № 4. Взаимопроверка.

3. Задача:

Ребята посадили около школы 16 тополей, а березок на 5 больше, чем тополей.

- Что вы заметили?

- Это задача?

- Дополните текст так, чтобы получилась простая задача.

(Предложения детей)

- Дополните этот же текст так, чтобы задачу нужно было решить двумя действиями.

(Дети высказывают своё мнение)

- Запишите решение задачи.

- Нужно ли сажать деревья?

- Какую роль играют растения в жизни людей?

- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда?

(Ответы детей)

- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля. Берегите растения.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Я тоже посадила дерево. Дерево успеха. Только оно без листьев. У вас на партах лежат зелёные листочки.Кто разобрался в сегодняшней теме, узнал что-либо новое, приобрёл знания, подарите листочек нашему дереву.

(Дети приклеивают листочки).

Спасибо, ребята. Я очень рада вашим успехам.

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Какие знания приобрели сегодня вы? Что положили в свои сундучки?

(0тветы детей)

Ученик.

Знания, друзья, - большое дело,
Но важнее добрым человеку быть.
И тогда не будет злой наука,
Не погибнут реки и поля.
Сохранят планету наши руки.
Не обидим мы тебя, земля.

VIII. Домашнее задание.

Попытайся прочесть русскую пословицу. Запиши ее.