Разработка урока в 3-м классе по теме: "Пропорции лица – портрет"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель урока: Передать при изображении головы человека ( на плоскости и в объёме) пропорции, характер, выражение лица. Развить чувство симметрии. Воспитать адекватное восприятие эмоций человека.

Наглядность: Живопись - Ж.Л.Давида, Ж.Д.Энгра, О.Ренуара, Д.Левицкого, В.Боровинского, К.Брюллова, О.Кипренского, И.Репина, В.Серова и д.р. Графика – рисунки и гравюры Леонардо да Винчи, Рафаэля, А.Дюрера, И.Репина, В.Серова, К.Сомова.

Оформление доски: Учитель на доске пишет словарные слова:

“ Пропорции лица” – Портрет

ПОРТРЕТ ГАЛЕРЕЯ
ЖИВОПИСЬ ФОТОГРАФИЯ
ГРАФИКА АВТОПОРТРЕТ
ИЗОБРАЖЕНИЕ СКУЛЬПТУРА

ИСКУССТВО

Эти слова учитель выделяет в ходе урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (вводная беседа).

Портрет – от французского – “изображение”. Один из жанров живописи, скульптуры, графики, посвящённый изображению определённых людей. Портрет может изображать одного или нескольких людей. Портретный жанр известен в мировом искусстве с глубочайшей древности и не утратил своего значения до наших дней.

Глядя на портреты, мы узнаем, какие в то время были нравы, одежда, украшения и т.д.

Художник-портретист всегда стремится не только к передаче внешнего вида, внешнего сходства, но и к раскрытию внутреннего мира своего героя, его настроение.

Очень часто мы встречаемся с портретами в нашей жизни – это в галереях и выставочных залах, дома (фотографии), в школе (портреты писателей, учёных, музыкантов), в книгах которые вы читаете.

II. Объяснение нового материала.

На данном уроке мы вспомним сказку Джанни Родари “ЧИПОЛЛИНО”. Ребята вспоминают и описывают каждого героя по следующему плану:

Какой формы лицо?

Злой или добрый?

Весёлый или грустный? Почему?

III. Основная часть.

На доске вешаются рисунки с главными героями. Под рисунками рисуются схемы лица и мимики.

  1. ЧИПОЛЛИНО – лицо круглое, кверху вытянутое, весёлый, добрый.
  2. сеньор ПОМИДОР – лицо круглое, злой, красный (от гнева краснеет даже человек).
  3. граф ВИШЕНКА – лицо круглое, добрый, умный, грустный (чтобы передать лицо умного человека достаточно одеть очки).
  4. дедушка ТЫКВА – лицо овальное в ширину, добрый, но грустный, несчастный.
  5. принц ЛИМОН – лицо овальное в высоту, злой, не очень умный.

Далее – рисунки убираются с доски. Учащиеся зарисовывают схемы в альбом. По наводящим вопросам учителя дети сами делают вывод:

  • по схемам можно нарисовать любое лицо;
  • мимику лица можно передать с помощью бровей, глаз, губ.

Пробуем и проверяем на практике.

Практическая работа.

  1. Для того, чтобы портрет получился в центре листа, мы должны (со всех сторон листа) отступить по 4 пальчика.
  2. Последовательность работы учитель ведёт на доске, одновременно учащиеся работают в альбоме.
  3. Рисуем овал лица (выбираем одну из схем).
  4. Проводим осевые линии: вертикальную – делим овал на 2 части; 2 горизонтальные – делим овал на 3 части.
  5. Верхняя линия – линия бровей (выбираем по схемам форму бровей).
  6. Рисуем глаза: расстояние между глаз равно величине глаза; расстояние между бровью и глазом равно высоте глаза.
  7. Самое большое на лице? – НОС. В центре лица рисуем нос (до 2-ой линии).
  8. Показываем, как рисуют рот: опускаем осевые линии от центров глаз на самую нижнюю часть лица. Ставим засечки; по схеме выбираем линию губ; губы должны получиться в центре 3-ей части лица.
  9. Уточняем форму лица: виски вдавлены (линия бровей); косточки скул выпуклые; подбородок выдаётся вперёд.
  10. Уши равны высоте носа, находятся на средней части лица, между двух линий.
  11. Шея немного уже лица.
  12. Волосы немного пышнее, чем овал лица, всю верхнюю часть лица занимают лоб и волосы.

НАБРОСОК СДЕЛАН.

 

IV. Итог урока.

По желанию учащихся обсуждаются несколько работ. Весь класс находит ошибки. Вместе исправляют их.

Давая время на исправление, учитель даёт игру на внимание остальным учащимся.

ИГРА

Учитель показывает картинки 3 секунды и убирает. Ребята рисуют те предметы, которые запомнили (в столбик). Далее проверяем, рисуем рядом предметы, которые не запомнили.

Ребята проверяют друг друга. В это время учитель загадывает загадки:

ЗАГАДКИ

Между двух светил
Я в середине один? (нос)

Не сеют, не сажают,
Сами вырастают? (волосы)

Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной? (глаза)

Один говорит, двое глядят,
двое слушают? (язык, глаза, уши)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю? (зубы, губы)

V. Инструктаж по домашнему заданию.

Нарисовать свой портрет с помощью зеркала – автопортрет.