Интегрированный урок по чтению и русскому языку на тему: "Там, на неведомых дорожках…". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема урока: обобщение темы “Там, на неведомых дорожках…”, повторение изученных орфограмм.

Цели урока:

  • Повторить изученные сказки; выявить сходство и различие сказок.
  • Повторить изученные орфограммы: заглавная буква в названиях сёл, деревень, городов, морей; безударная гласная в корне слова.
  • Развивать читательский навык, речь, орфографическую зоркость.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству, русским сказкам.

Оборудование: Бунеев Р.В., Бунеева Е.В. Книга для чтения “Маленькая дверь в большой мир”. 2 класс. – М.: Баласс, 2001.; Бунеев Р.В., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса. - М.: Баласс, 2001.; иллюстрации к сказкам; карта для путешествий, на которой изображены село Иваново, город Лодыринск, остров Сна, Дремучий лес, Заколдованная долина, море Желаний.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы вспомним сказки, которые читали на уроках, которые вы слышали от мам, бабушек, читали сами, а также повторим изученные правила по русскому языку.

II. Основная часть урока.

Сегодня утром я нашла на столе записку: “Ребята! Я в беде. Думал, что со мной ничего не случится. Попал на остров Сна и засыпаю здесь, как все. Аф…”

Кто это Аф…? (Наш домовой Афанасий). Он оказался в беде. Поможем ему? Для этого надо пройти все препятствия, но как же найти этот остров Сна? Нужно распутать верёвочку, которая связывает карту.

1. Минутка чистописания:

Напишите в тетради элементы букв, которые напоминают верёвочку (прямая линия с петлёй вверху и внизу).

Молодцы! А вот и карта. По ней и отправимся в путь. (Звучит музыка: фрагмент из оперы “Снегурочка” И.А. Римского-Корсакова или из балета “Щелкунчик П.И. Чайковского, оперы “Руслан и Людмила” М.Глинки. Эта музыка будет сопровождать всё путешествие детей).

– Куда это мы попали? На доске табличка

село Иваново

Почему слово село написано с маленькой буквы, а Иваново с большой? Запишите в тетрадь это словосочетание.

Много Иванов в сказках живут.
Часто они дураками слывут.
Только добро всегда побеждает,
Умом, красотой их награждает.

Каких Иванов вы знаете? Из каких они сказок?

Вспомните, какие испытания выпали на долю Ивана из русской народной сказки “Сивка - Бурка”? (Надо было снять перстень с царевны).

А что приказывал царь Ивану в сказке П. Ершова “Конёк – горбунок”? (Достать Жар-птицу, Царь-девицу, перстень Царь-девицы; искупаться в 3-х котлах).

А теперь хором позовите Сивку-Бурку:

Сивка – Бурка, вещий каурка!
Стань передо мной,
Как лист перед травой!

Прочитайте выразительно отрывок из сказки “Конёк-Горбунок” П. Ершова, в котором Иван обращается к коньку (стр.26).

3.

Всё ответили сполна,
Дальше путь держать пора.
Будет город впереди,
Надо нам в него войти.

Звучит музыка. Вывешивается табличка

город Лодыринск

Запишите словосочетание в тетрадь и отметьте орфограммы, которые мы изучили. (Безударная гласная в корне слова, парные глухие и звонкие согласные на конце слова, большая буква в названиях городов).

Долго ль, коротко ль, случилось:
В Лодыринске очутились!

Сколь здесь лентяев! Вы их знаете?

Первый на печи лежит. (Емеля).

Вторая мух считает. (Ленивица).

Третья в лесу замерзает. (Старухина дочь из русской народной сказки “Морозко”).

Скучно им! А давайте поиграем в скороговорки.

Проверка домашнего задания.

Приглашаются три ученика. По сигналу учителя все трое одновременно начинают говорить скороговорку несколько раз. Ошибаешься - выбываешь из игры.

Кто же всех у нас перескороговорит?

Повеселили мы лентяев. Но давайте мы словами пословицы пожелаем каждому избавиться от лени.

Каждому герою выберите подходящую пословицу и запишите в тетрадь:

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего (Ленивица).
  • Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (Емеля).
  • Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья (Старухина дочь из сказки “Морозко”).

4. Звучит музыка. Вывешивается карточка

Сказочный лес

Куда мы попали? Не видно небес.
Как страшно здесь! Это же сказочный лес!
Все тайны, загадки надо открыть,
Чтоб злых колдунов их чар лишить!

Прочитайте отрывки-подсказки. Угадайте, кто они и в каких сказках мы их встретили (задание по рядам). Перепишите текст в тетрадь и отметьте безударные гласные в корне слова, которые можно проверить ударением.

а) Лес тёмный, дремучий, болотистый. Живёт здесь в избушке старушка вздорная и непредсказуемая. Летает она к Лысой горе. Кроме кота живут с ней совы, филины, вороны. Гостей не любит, не жалует, непрошеного часто попросту съедает. При вежливом обращении может помочь советом (Баба-Яга)

b) В полночь камыши раздвинулись, показалась из воды лохматая губастая голова в колпаке. Вылез на берег толстый и важный дед. Усами водит. Редко он выбирается из воды. Плавает, проверяет, не утонул ли кто. А вообще-то нрав у него обидчивый и мстительный (Водяной).

c) Лесная тропинка манит вглубь. Выбралось из дупла чудище, захлопало в деревянные ладоши, захохотало. Владыка он здесь. Любит лесной хозяин заводить путников в чащу, пугать, кричать страшными голосами. Чаще всего появляется в облике древнего старика с длинной белой бородой (Леший).

5. Звучит музыка. Вывешивается табличка

Море Желаний

Все загадки отгадали,
К морю Желаний попали!

Это море необыкновенное. Около него сбываются желания. Представьте, что у него очутилась старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина. Что бы она попросила? Подкрепите ответ строчками из сказки (выборочное чтение).

Что хотел иметь в саду Золотой Хохолок? Нарисуйте эти предметы на альбомных листах.

Коль мы попали к морю Желаний, давайте пожелаем, чтобы Афанасий очнулся от сна, и вместе скажем:

Афанасий, приходи!
К новой сказке нас веди!

Звучит магнитофонная запись:

Все испытания прошли.
И мне, друзья, вы помогли.
Спасибо, вам! Не буду спать -
В разделе новом вас встречать
Мне предстоит. До встречи той!
Ваш Афанасий – домовой!

Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось ли оно вам?

Кто уже заглянул в следующий раздел? Как он называется?

III. Домашнее задание.

Перечитать полюбившиеся сказки первого раздела.

Дать описание в тетради любимого сказочного героя.