Управление процессом внедрения информационно-коммуникационных технологий для развития личности

Разделы: Администрирование школы


В условиях модернизации системы образования основная цель массовой школы должна состоять в развитии личности, формировании у учащихся потребности в самостоятельной познавательной деятельности, обучении навыкам самостоятельного поиска и получения новой информации и знаний. Это влечёт за собой необходимость изменения традиционных форм организации учебного процесса.

Цель работы – показать формы и методы управления процессом информатизации при создании психолого-педагогических условий для развития личности учащихся в школе № 107.

В управлении мы выделяем всё, что направлено на развитие ученика.

Рассмотрим создание психолого-педагогических условий, связанных с внедрением информационно-коммуникационных технологий.

1 психолого-педагогическое условие -

Использование единых концептуальных подходов модели “Экология и диалектика” - принцип симметрии и асимметрии.

Проблема: Многие из нас владеют компьютерной грамотностью, но не все умеют применить знания в образовательном процессе.

Дети хотят получать знания, но их не удовлетворяют устаревшие методы преподавания.

Задача: Необходимо использовать на уроках новые эффективные технологии обучения.

Пути достижения этой цели разнообразны: от управленческих решений до разработки новых методик преподавания предметов.

Что касается управленческих решений в нашей школе:

1. Издан приказ о назначении ответственного за информатизацию ОУ.

2. Разработана программа информатизации МОУ СОШ № 107.

3. Организована работа школьной команды, состоящей из педагогов, активно осваивающих информационную среду, которую возглавляет директор школы Кеспикова И.К..

3. Создаётся методическая копилка разработок уроков, внеклассных мероприятий с применением ИКТ-технологий.

Мы не будем раскрывать содержание программы информатизации МОУ № 107, она содержит 3 разработанных проекта по проблеме. Представляем Вам план работы школы по реализации проекта, тема которого “Дистанционное обучение русскому языку в старших классах при подготовке к ЕГЭ”.

Цель данного проекта – достижение высоких результатов обучения путём использования новых моделей общеобразовательных программ в дистанционной форме, использование Интернет-уроков при проведение занятий по русскому языку.

План работы

№ п/п Задача (мероприятие) Ожидаемый результат Дата исполнения Ответственный за результат
1 Создание управленческих условий реализации проекта Предоставление компьютерного класса, оснащённого компьютерами с процессором Pentium-133 и выше, 32 Мб оперативной памяти Январь

2007 г.

Директор ОУ
2 Организация сотрудничества с Интернет-школой Предоставление учащимся канала доступа в Интернет Февраль 2007 г. Директор,

зам. директора

по АХЧ

3 Оформление заявок на проведение консультаций в ММЦ и контроль за посещаемостью курсов учителями русского языка   Декабрь-апрель

2007 г.

Зам. директора

по УВР

4 Родительские конференции, собрания, консультации по вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ с использованием принципа дистанционного обучения Определение источника оплаты дистанционного обучения Декабрь-апрель

2007 г.

Зам. директора

по УВР

5 Использование принципа дистанционного обучения при изучении русского языка Формирование учебных групп для работы по принципу дистанционного обучения Апрель 2007 г. Зам. директора

по УВР

6 Создание мониторинга по изучению результатов реализации проекта   Июнь 2007 г. Зам. директора

по УВР

Говоря о жизнеспособности этого проекта, можно сказать, что принцип дистанционного обучения в нашей школе будет использоваться, причём не только в старшем, но и в среднем звене, так как соответствует требованиям и задачам современной школы, направленным на расширение возможностей самореализации и развития учащихся.

2 психолого-педагогическое условие –

Наличие системы научно-методической работы

Освоение нового содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях информатизации – сложный и длительный процесс, который связан с существенными преобразованиями деятельности образовательного учреждения. Эту работу невозможно вести без постоянной методической поддержки, содействия профессиональному развитию педагогов в области использования ИКТ и обеспечения ОУ необходимыми ему цифровыми ресурсами, создания условий для их активного использования в учебной деятельности.

В нашей школе составлен перспективный план обучения педагогов в ММЦ

Разработаны критерии оценки деятельности учителя с применением ИКТ-технологий. Ключевым критерием оценки являются результаты применения средств ИКТ в преподавании и, в конечном итоге - качество образования учащихся.

Для педагогов, активно внедряющих ИКТ-технологии в образовательный процесс, администрацией школы созданы следующие условия:

  • мотивационные:
    • премирование.
  • стимулирующие:
    • рекомендации получения более высокой квалификационной категории;
    • направление на районные, городские конкурсы профессионального мастерства;
    • награждение грамотами, дипломами;
    • выдвижение педагога в резерв на повышение;
  • временные:
    • предоставление учителям удобного для них времени для обучения в ММЦ;
  • материальные:
    • награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для повышения его профессиональной готовности.

Благодаря такому управлению и созданным нами условиям, за период с 2004-2005 по 2005-2006 учебные годы в межшкольном методическом центре обучились и получили сертификаты 17 педагогов нашей школы, что составляет 29% от их общего количества. Все они активно внедряют ИКТ-технологии в образовательный процесс: на открытых уроках, при составлении проектов, при работе в группах. В течение последнего года учителя широко применяют ИКТ-технологии при подготовке и оформлении выступлений на педагогических советах, при анализе работы школы, при оформлении работ на конкурсы и при работе с электронным вариантом книги “От 7 до 17”.

3 психолого-педагогическое условие -

Построение траектории развития ученика

В управлении мы выделяем всё, что направлено на развитие ученика, создаём условия для развития каждого ученика. Для этого мы создали книгу “От 7 до 17”, теперь, с внедрением информационных технологий в образовательный процесс, книга существует и в электронном виде. Электронный вариант книги был разработан в 2004 году, сейчас творческая группа с привлечением психологов работает над его усовершенствованием и эффективностью использования всеми педагогами школы.

4 психолого-педагогическое условие –

Резонансное управление

1. Программа развития и план работы школы направлены на общую цель – развитие ученика.

2. Мы изучаем программу “Хронограф”, учимся работать с ней, знаем, что она, с единой базой данных, поможет нам построить траекторию развития каждого ученика и осуществить личностно-ориентированное обучение.

3. Составлен перспективный план взаимодействия ОУ и ММЦ в организации дистанционного обучения, в том числе с целями использования профильного обучения, консультационной поддержки учителей.

В заключение хочу сказать, что управлять процессом информатизации ОУ трудно и интересно. Начиналось всё нелегко, в 1992 году появился первый компьютер и казался для нас восьмым чудом света, сейчас мы имеем инфраструктуру, способную поддерживать информатизацию всего пространства ОУ.