Интеллектуальная игра для школьников по теме: "Литературное веретено" по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Вместо предисловия

Зачастую современному учителю литературы приходится видеть скучающие глаза учеников на своих уроках. Виртуальные просторы компьютерных игр, незамысловатые сюжеты телевизионных сериалов и ток-шоу, разоренные дворы серых девятиэтажек привлекают школьников XXI столетия гораздо больше, чем духовные искания Григория Мелехова или любовная драма Татьяны Лариной. Возникает резонный вопрос: Как привлечь внимание учащихся к чтению классической литературы? Как вызвать желание к саморазвитию, самообразованию, познанию вечных истин? Как заинтересовать ребят на своих уроках?

Путей развития интереса много. Один из них – использование занимательности, игр и игровых моментов на уроках. Автор данной статьи хотел бы поделиться своим опытом в проведении интеллектуальной игры для школьников “Литературное веретено”. Название игры предложили сами ребята, учащиеся 8 “А” класса МОУ СОШ № 107 города Челябинска. Цель “Литературного веретена” заключается в том, чтобы “по ниточке” собрать воедино все изученное о творчестве какого-либо писателя, поделиться с одноклассниками новым и увлекательным материалом, который не вошел в рамки уроков по данной теме, и высказать свое мнение о литературном произведении как о художественном целом. Учитель же может не только обобщить изученный материал, проверить степень его усвоенности, то есть решить обучающие цели, но и в комфортной для ребят ситуации игры выполнить многие воспитательные задачи урока.

“Литературное веретено” объединяет в себе игры, правила которых известны учащимся с детства. Это и крестики-нолики, и “Счастливый случай”, и “Что? Где? Когда?”. Конкурсные вопросы подбираются как учителем, так и учениками, что формирует у школьников естественное желание узнать больше, мотивирует их к самообразованию. Подготовка вопросов, оформление зала, участие в конкурсе карикатур, дружеских шаржей на любимого героя, сочинение частушек, загадок, эпиграмм – все это развивает творческие способности учащихся. Возможность высказать свое мнение о литературном персонаже в непринужденной обстановке игры помогает учителю в создании ситуации успеха у каждого ребенка.

В данной статье автор предлагает вашему вниманию фрагменты сценария игры “Литературное веретено”, посвященной комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”. Мероприятие можно проводить и как внеклассное.

Подготовка к игре

Из класса выбирается две команды, каждая из которых состоит из 5 человек. Командам в качестве домашнего задания предлагается сочинить 5-6 частушек о комедии или ее героях и приготовить их к исполнению. Частушка может содержать вопрос, обращенный к зрителям.

Учащиеся, которые занимаются в театральном кружке, готовят инсценирование нескольких фрагментов комедии.

Всем ребятам, за исключением членов команд, предлагается составить вопрос для команды. Можно предложить следующие образцы вопросов:

  • Продолжите фразу великого классика
  • О чем пишет, что подразумевает классик, автор, герой, говоря …
  • В чем причина того или иного события, имеющего отношение к комедии и т.д.

В классе объявляется конкурс рисунков. Ребятам нужно проиллюстрировать любимый эпизод пьесы или нарисовать дружеский шарж на героя комедии.

Помимо этого восьмиклассники готовят альбом, посвященный жизни и творчеству Н.В. Гоголя, его произведениям.

На мероприятие приглашаются учителя школы и родители.

Сценарий

Оформление зала: портреты Н.В. Гоголя, выставка книг писателя, подготовленная учениками, афиша, альбом, книга отзывов и предложений.

Музыкальное сопровождение

Ход игры

Ведущий 1: Добрый день! Мы приветствуем сегодня в этом зале две команды игроков, членов жюри, гостей праздника и, конечно, уважаемых и почтительных зрителей!

Ведущий 2: День, конечно, добрый! И я тоже очень рад видеть здесь всех собравшихся. Но, Кристина, не могла бы ты объяснить по какому поводу мы здесь собрались и о каком празднике ты говоришь?

Ведущий 1: Как, разве ты не знаешь? В нашей школе сегодня появилась новая традиция.

Ведущий 2: Ах, да! Как я мог забыть! Ведь последние две недели мы только и говорим об этом! В нашей школе начинается серия интеллектуальных игр – “Литературное веретено”.

Ведущий 1: Интересное название! Максим, как ты думаешь, почему эта игра получила такое имя?

Ведущий 2: Все очень просто! Игра ведь будет проводиться на литературные темы, по произведениям литературы.

Ведущий 1: Почему “веретено” литературное действительно понятно. Но почему веретено? Кто-нибудь в зале знает, что такое веретено?

Ответы зрителей и членов жюри

Ведущий 2: А как вы думаете, какова цель игры с таким названием? Может быть, команды уже хотят проявить себя?

Предположения зрителей и членов жюри

Ведущий 1: Совершенно верно, цель “Литературного веретена” - “по ниточке” собрать воедино все, что мы знаем о творчестве какого-либо писателя или все известное нам о литературном произведении.

Ведущий 2: И, разумеется, мы не ограничимся только в обобщении уже известного, а постараемся узнать в ходе игры как можно больше нового и интересного.

Ведущий 1: Цикл наших игр мы предлагаем начать с “Веретена”, посвященного творчеству художника слова, о котором Николай Чернышевский как-то сказал: “Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен … для России”. Как вы думаете, о ком идет речь?

Зрители называют имя Н.В. Гоголя

Конечно, о Николае Васильевиче Гоголе.

Ведущий 2: И говорить мы будем о произведении, в котором великий сатирик, по его собственному выражению, “решился собрать в одну кучу все дурное в России … и за одним разом посмеяться над всем”. О каком произведении Н.В. Гоголя идет речь?

“О комедии “Ревизор”, - отвечают зрители

Ведущий 2: Итак, (уходя) “я пригласил вас, господа, с тем, чтобы…”…

Инсценировка 1

Городничий: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие, к нам едет ревизор.

Аммос Федорович: Как ревизор?

Артемий Филиппович: Как ревизор?

Городничий: Инкогнито. Ревизор из Петербурга!

Почтмейстер: Думаю, война с турками будет.

Городничий: Какая война с турками?! Просто нам плохо будет!

Аммос Федорович: Да, нехорошее дело заварилось. А я, признаюсь, шел было к вам, Антон Антонович, чтобы попотчевать собачонкой. Родная сестра тому кобелю, которого вы знаете…

Городничий: Да у меня инкогнито проклятое сидит в голове!

Появляются Бобчинский и Добчинский

Бобчинский: Чрезвычайное происшествие!

Добчинский: Неожиданное известие!

Бобчинский: Входим мы в гостиницу…

Добчинский: …как вдруг молодой человек..

Бобчинский: Не перебивайте, Петр Иванович! А трактирщик Влас отвечает на это:

Добчинский: “Это говорит чиновник, едущий из Петербурга, …

Бобчинский: … Иван Александрович Хлестаков!

Добчинский: Уже другую неделю живет и ни копейки не хочет платить.

Городничий: Господи, помилуй нас грешных! Где же он там живет?

Бобчинский и Добчинский: В пятом номере, под лестницей!

Почтмейстер: Думаю, война с турками будет…

Городничий: Батюшки, сватушки! В эти две недели высечена унтер-офицерская вдова…

Артемий Филиппович: Больным велено овсяный суп давать, а у меня по всем коридорам несет капустой…

Городничий: Арестантам не выдавали провизии…

Аммос Федорович: Да, нехорошее дело заварилось.

Городничий: На улицах кабак, нечистота! Позор!

Почтмейстер: Война с турками будет.

Городничий: Вы, господа, отправляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам, наведаться…

Все уходят.

Ведущий 1: Вот и мы предлагаем вам наведаться, посетить тот самый городок, от которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь”. А отправимся мы туда вместе с двумя командами.

Представление команд и приглашение их на сцену.

Пока команды устраиваются на своих местах, ведущие представляют членов жюри

Ведущий 1: Первый конкурс называется “Пазлы”. Условия его очень просты. Участникам нужно собрать разрезанное высказывание критика о комедии “Ревизор” в единое целое быстрее, чем это сделает другая команда. Оценка: верное составление цитаты – 5 баллов, скорость выполнения задания – 1 балл.

Возможный вариант высказываний;

К.А. Федин: “Ни один другой писатель не закрепил после себя навечно такого числа ходячих героев, как Гоголь”

Н.В. Гоголь: “Да это, кажется, знакомый человек”, - только такое изображение приносит существенную пользу”

После готовности обеих команд объявление результатов, команды читают получившиеся высказывания.

Ведущий 2: Пока команды работают, приглашаю зрителей на “Аукцион гоголевских героев”. Наш зал условно делится на две команды, каждая из которых должна по очереди называть героев произведений Н.В. Гоголя. Победившей считается команда, давшая последний ответ.

Ведущий 1: Следующий наш конкурс назван “Счастливый случай” в честь известной телевизионной игры. Каждому участнику сейчас выпадет случай ответить на 17 вопросов учителя литературы. А счастливым будет этот случай или нет, покажет правильность ваших ответов. Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов за 1 минуту.

Оценка: правильный ответ – 1 балл.

Возможный вариант вопросов:

  1. В какое произведение Н.В. Гоголь объединил две свои комедии “Игроки” и “Женихи”?
  2. Кто подсказал Н.В. Гоголю сюжет “Ревизора”?
  3. В каком году происходит действие комедии “Ревизор”?
  4. Сколько лет писатель оттачивал текст комедии?
  5. Кто автор комедии со сходным сюжетом “Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе”?
  6. Сколько было прижизненных редакций комедии?
  7. Кому принадлежит первая фраза в комедии?
  8. Как фамилия городничего?
  9. Как фамилия городского судьи?
  10. Какую фамилию носил уездный лекарь?
  11. Любимое занятие Ляпкина-Тяпкина.
  12. Чем предпочитал брать взятки Тяпкин-Ляпкин?
  13. В какой городской организации на стене висел хлыст?
  14. В каком городском заведении “по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос”?
  15. Какую должность занимал в городе Степан Ильич Уховертов?
  16. Кто приносит весть о том, что “в пятом номере, под лестницей” остановился ревизор?
  17. Куда направлялся Иван Александрович Хлестаков?
  18. Какую должность занимал Иван Александрович Хлестаков в Петербурге?
  19. До какой должности “дослужился” Хлестаков, завираясь перед чиновниками?
  20. Из какой страны Хлестакову якобы привозили суп в кастрюльке?
  21. С каким русским писателем Хлестаков якобы находится на дружеской ноге?
  22. Кто из чиновников первым отправляется давать взятку Хлестакову в доме и городничего?
  23. Кто из чиновников, давая взятку Хлестакову, рассказывает ему обо всех грешках своих коллег?
  24. Кто советует Хлестакову поскорее уезжать из уездного города?
  25. Кто приносит весть о том, что Хлестаков и не ревизор вовсе?
  26. Кто из героев комедии, по мнению Хлестакова, “глуп, как сивый мерин”?
  27. О ком из героев комедии Хлестаков говорит Тряпичкину: “Совершенная свинья в ермолке”?
  28. Кому из героев принадлежат слова: “Чему смеетесь, над собой смеетесь”?
  29. Жанр последнего действия комедии?
  30. В каком году была впервые поставлена пьеса?
  31. В каком театре была впервые поставлена пьеса?
  32. Первый исполнитель роли городничего?
  33. Первый исполнитель роли Хлестакова?
  34. Кому принадлежат слова: “Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!”?
  35. Кто из литературоведов назвал комедию “целым морем страха”?

Ведущий 2: Далее мы предлагаем вам сразиться в “Крестики-нолики”.

Ведущий 1: Максим, не забудь напомнить, что даже “крестики-нолики” на “Литературном веретене” не такая уж и обычная игра.

Ведущий 2: Да ведь ничего сложного нет. Просто каждая ячейка содержит вопрос на размышление, на который команде необходимо ответить. Оценка: правильный ответ – 4 балла, зачеркнутый ряд – 1 балл.

Ведущий 1: По секрету скажу, что одна из ячеек содержит сектор “ПРИЗ”. Попасть бы только туда!

С помощью карточек разыгрывается очередность хода

Возможный вариант вопросов:

Как вы понимаете эпиграф к пьесе?

В “Замечаниях для господ актеров” Гоголь характеризует городничего как “очень неглупого по-своему человека”. Можно ли сделать такой вывод на основании I действия комедии?

(от Марии Рубцовой, 8 “А”) Какие качества характера позволяют Хлестакову соответствовать образу ревизора?

Гоголь писал: “Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым”. Докажите, что и городничий, и Анна Андреевна недалеко ушли от Хлестакова в своих мечтаниях.

“Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе, - писал Гоголь. – Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех”. Как вы понимаете эти слова Гоголя? Какие общественные и личные пороки осмеивает его комедия?

(от Бихташева Нуржана, 8 “Б”) Мнения ученых о завязке комедии разделились: одни говорят об одной завязке, другие – о двух. Если стать на точку зрения тех и других, какую сцену или какие сцены вы посчитали бы завязками комедии. Почему?

Нет единства в определении кульминационной сцены комедии. Одни литературоведы видят кульминацию в третьем, другие – в четвертом действии комедии. Какие сцены они имеют в виду? Обоснуйте свое мнение. Что дает кульминация для понимания характера Хлестакова и других действующих лиц комедии?

С какой целью автор помещает в свою комедию любовную интригу. Каково ее идейно-композиционное значение в пьесе?

Ведущий 2: Очередной этап нашей игры успешно преодолен командами, значит, можно двигаться дальше.

Ведущий 1: Участники наших команд не только эрудированные, начитанные и просто умные люди, но еще и творчески одаренные. Дома они сочиняли частушки, посвященные любимым героям комедии “Ревизор”. Сейчас мы дадим им время на то, чтобы поймать нужную нотку, на подготовку, а сами обратимся к этому стенду и поиграем в игру “Угадай героя” (игра с залом).

Залу предлагаются характеристики героев комедии, данные известными людьми или самим автором, которые сопровождаются детскими рисунками, фотографиями с постановок пьесы. Цель – догадаться, о ком идет речь

Возможный вариант вопросов:

  1. По замечанию Н.В. Гоголя, “человек толстый, но плут тонкий”. На вопрос Хлестакова: “как называлась съеденная рыба?” он подбегает с легкостью 22-летнего франта, затем чтобы у самого его носа сказать: “Лабардан-с!”. Чтобы вывернуться самому, не находит другого средства, как топить других. Очень тороплив на всякие каверзничества и доносы.
  2. Н.В. Гоголь: “Ничего более, как только напуганный человек частными ревизовками и выговорами неизвестно за что; а потому боится, как огня, всяких посещений и трепещет, как лист, при вести о ревизоре, хотя и не знает сам, в чем грешен”. Давая взятку Хлестакову так нервничает и дрожит, что аж роняет сигару.
  3. Н.В. Гоголь в письме к Михаилу Семеновичу Щепкину пояснял, что это “труднейшая роль в пьесе”. Каждая фраза этого героя есть “экспромт, совершенно неожиданный” для него самого. Так как “он просто глуп; болтает потому только, что плотно позавтракал и выпил порядочного вина”. Но несмотря на это, любит “радушие” и предпочитает, когда ему угождают “от чистого сердца, а не то чтобы из интереса”.
  4. Игорю Ильинскому, актеру Малого театра, этот герой представлялся как “старая матерая крыса, умудренная годами и превратностями судьбы, и от этого еще более хищная, еще более беспощадная к слабым мира сего”.
  5. Автор комедии отмечал, что этот герой “Ревизора” - “простодушный до наивности человек, глядящий на жизнь, как на собрание интересных историй для препровождения времени…”.
  6. Человек, меньше грешный во взятках. Но имеет страсть, из-за которой способен наделать множество всяких неправд, не подозревая сам того. Он настолько увлечен своим любимым делом, что в его ведомстве – настоящий гусятник.

Проведение конкурса частушек

Инсценировка 2 (Действие III, явление 3)

Ведущий 2: Следующий конкурс, в котором мы предлагаем вам поучаствовать - Что? Где? Когда? . Командам по очереди нужно отвечать на вопросы зрителей, победивших в конкурсе “Вопрос знатока”. Третьим этапом свои вопросы могут предложить члены жюри или учитель литературы. Параллельно награждаются знатоки. Составитель вопроса оценивает команду из расчета 5 баллов.

Возможный вариант вопросов:

Николай I заявил после первого представления “Ревизора”: “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!”. В Перми полиция потребовала прекратить спектакль, а городничий в Ростове-на-Дону грозил упрятать актеров в тюрьму. Гоголь писал о постановке комедии: “Действие, произведенное ею было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня…”.

Внимание вопрос! Почему возмущались и так испугались чиновники?

4 января 2006 года, спустя 170 лет с первой постановки, в Челябинский академический театр драмы имени Наума Орлова, приехала труппа петербургского театра с постановкой комедии “Ревизор”. По данным кассира Стяжкиной Елены Александровны, были распроданы все билеты. Зал не мог вместить всех желающих, поэтому зрителям приходилось располагаться даже на ступеньках.

Внимание вопрос! Как вы можете объяснить этот факт челябинской действительности. Почему комедия и в наши дни пользуется неизменным успехом?

Пьеса заканчивается немой сценой. “Здесь уже не шутка, писал Гоголь, - и положение многих лиц уже трагическое. Положение городничего всех разительней. <…> Обмануться так грубо тому, который умел проводить умных людей и даже искуснейших плутов! Возвещенье о приезде, наконец, настоящего ревизора для него громовой удар. Он окаменел. Распростертые его руки и закинутая назад голова остались неподвижны, и вокруг него вся действующая группа составляет в одно мгновенье окаменевшую группу: страх оковал всех”.

Внимание вопрос! Представьте себе, что может произойти в городе после приезда настоящего ревизора.

Ведущий 1: Конкурс-эстафета. Для каждой команды надуто 6 шариков с “крылатыми выражениями” из комедии внутри. Первый участник подбегает, “лопает” шарик, отвечает на вопрос: “Кому принадлежат эти слова?”, возвращается в команду, передавая ход следующему игроку. Ведущие отслеживают верность ответов.

Оценка: правильный ответ – 1 балл, скорость – 2 балла.

Жюри подводит итоги.

Награждение команд

Ведущий 2: На этой торжественной ноте заканчивается наша игра, но не заканчивается жизнь комедии “Ревизор” и, может быть, к сожалению. Ведь комедия вызывает наши улыбки и смех, покуда живы в наших помыслах ложь и обман, жажда наживы и безответственность в делах, корысть и легкомыслие. Пожелать хотелось бы только одного: пусть каждый из нас живет и поступает так, чтобы гоголевские герои смешили нас только со сцены и ни в коем случае из зеркального отражения, ведь “неча на зеркало пенять, коли рожа крива”…

Вместо послесловия

Вместо послесловия автор статьи предпочел высказать не собственное мнение о проведенном мероприятии, а привести некоторые высказывания ребят, участников игры “Литературное веретено”, которые сохранились в “Книге отзывов и предложений”.

Ашмарина Кристина, 8 “А” класс: “Я очень рада, что в нашей школе появилась новая традиция – интеллектуальная игра “Литературное веретено”. Когда мы собирали альбом о творчестве Н.В. Гоголя, мы узнали очень много интересного о нем и его жизни. В моей памяти он останется не просто автором “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, “Ревизора” и “Тараса Бульбы”, а мыслящим человеком, который болезненно воспринимал окружающую его действительность, произвол чиновников, да еще и обладал острым умом и великолепным даром писать. Меня поразил этот человек своим упорством в стремлении к идеалу”.

Бурдаков Егор, 8 “А” класс: “Мне очень не понравилось произведение, когда я прочитал его в первый раз. У моей мамы это любимое произведение Н.В. Гоголя. Я был с ней не согласен. Когда мы говорили о “Ревизоре” на литературе, я тоже многое не понял, но, увидев постановку I действия комедии на “Литературном веретене”, я пожалел, что в Драмтеатре не играют “Ревизора”. Мое пожелание – посетить этот спектакль во что бы то ни стало!”

Абросимова Дарья, 8 “А” класс: “Несмотря на то, что наша команда не выиграла в “Литературном веретене”, мне очень понравилось участвовать в этой игре. Мне особенно запомнился конкурс частушек и игра “Что? Где? Когда?”, так как вопросы были на сообразительность, а не на знание текста. Я бы хотела, чтобы эта традиция сохранилась в нашей школе и чтобы можно было проводить такие вечера не только по литературе, Нои по другим предметам”.