Работа над фразеологизмами, шарадами, метаграммами

Разделы: Начальная школа


Данная работа представляет собой наглядный материал для работы над фразеологизмами. А также собраны и систематизированы по темам “шарады и метаграммы”, которые нередко используются в олимпиадных заданиях младших школьников.

Работая над фразеологизмами, учитель может организовать и повторение основных орфограмм, в них встречающихся. Данный материал позволит обучать детей творчески, с опорой на активные методы развития мышления.

Решение нетрадиционных заданий, не требующих знаний, выходящих за рамки программы, но с необычной формулировкой, или с непривычным ходом мысли, требует навыков исследования в большей степени, чем решение принятых в практике начального обучения, а способность к исследованию как момент самостоятельной познавательной деятельности есть результат развивающего обучения.

Говорят, что исследовать - значит видеть то, что видят все, а думать так, как не думает никто. Для этого необходимо наличие проблем, которые заставляют учеников что-то делать, а природа действий такова, что она побуждает думать, т.е. сознательно выявлять связи. Так и реализуется обучение. Очень важно помочь учащимся сформировать рациональные способы достижения высокого результата умственной деятельности, вооружить их методикой и техникой умственного труда.

Учитель должен сам быть исследователем и организатором необходимой обстановки, соучастником процесса размышления своих учеников. Он не должен ждать “правильных” ответов, давая учащимся повод порадовать учителя, угадав желаемый ответ.

Атмосфера спонтанности, о которой говорил Пиаже, атмосфера риска, оригинальных решений, юмора и дружеской раскованности обязательно должна создаваться учителем уже в начальной школе, поскольку за ней кроется фундамент поведения будущего человека в новой, творческой или нестандартной обстановке.

Из словарей:

ФРАЗЕОЛОГИЗМ – (фразеологическая единица, идиома), выполняющее функцию отдельного слова устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его компонентов (например, “дать сдачи” - ответить ударом на удар).

ШАРАДА – загаданное слово делится на части (чаще всего на слоги), причем каждая составляющая, как правило, является самостоятельным словом. Необходимо отгадать эти части, затем их сложить и получить новое слово.

МЕТАГРАММА – требуется отгадать первоначальное слово, затем изменить в нем одну букву, или поменять их местами, в зависимости от предложенного условия, и получить новое полнозначное слово.

Работа над фразеологизмом с использованием образа и подсказки.

Очень большая теснота в помещении.

Яблоку негде упасть.

Полная тишина.

Слышно как муха пролетит.

Первые признаки проявления чего-нибудь хорошего и радостного.

Первая ласточка.

Человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

Козёл отпущения.

Удачливый, счастливый человек.

В рубашке родился.

Состояние тоски, тревоги, беспокойства.

На душе кошки скребут.

О том, к чему трудно придраться.

Комар носа не подточит.

О забывчивости, плохой памяти.

Голова как решето.

Кто сам не пользуется и другим не дает.

Собака на сене.

Кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении.

Сел в калошу.

Очень много людей в тесном помещении.

Как сельдей в бочке.

Хорошо, свободно, непринужденно чувствовать себя.

Как рыба в воде.

Быть в постоянных хлопотах, суетиться.

Вертеться как белка в колесе.

Ничего не действует на кого-либо.

Как с гуся вода.

Очень быстро бежать.

Лететь стрелой.

Рухнуть тяжело, всем телом.

Повалиться как сноп.

Дело идет с трудом, еле ладится.

Скрипит как немазаное колесо.

Появляться быстро, в большом количестве.

Как грибы после дождя.

Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.

Сидеть как на иголках.

Проливной дождь, ливень.

Льёт как из ведра.

Все видно очень ясно, отчетливо.

Видно как на ладони.

Тщательно, заботливо охранять что-либо.

Беречь как зеницу ока.

Работа над фразеологизмами по определенной теме

Голова

Человек с головой

Вскружить голову

Не сносить головы

Как снег на голову

Сломя голову

Морочить голову

Потерять голову

Отвечать головой

Голова идет кругом

Нос

Задирать нос

Водить за нос

Клевать носом

Остаться с носом

Не видеть дальше собственного носа

Вешать нос

Зарубить на носу

Держать нос по ветру

Встретиться нос к носу

Глаз

Мозолить глаза

Пускать пыль в глаза

Говорить в глаза

Глазом не моргнуть

Хоть глаз выколи

Как бельмо в глазу

Хлопать глазами

С глазу на глаз

Открыть глаза

Смотреть чужими глазами

Ухо

Держать ухо востро

Покраснеть до ушей

Развесить уши

Пропустить мимо ушей

Медведь на ухо наступил

Навострить уши

Прожужжать все уши

Уши вянут

Зуб

Зуб на зуб не попадает

Говорить сквозь зубы

В зубах навязло

Ни в зуб ногой

Зубы заговаривать

Око за око, зуб за зуб

Иметь зуб (на кого-либо)

Положить зубы на полку

Скалить зубы

Попасть на зуб (кому-либо)

Язык

Язык без костей

Тянуть за язык

Язык проглотить

Язык не поворачивается

Язык до Киева доведет

Острый на язык

Злые языки

Найти общий язык

Держать язык за зубами

Не сходить с языка

Рука

Валиться из рук

Из рук вон плохо

Легкая рука

Умывать руки

Взять себя в руки

Дать руку на отсечение

Как без рук

Мастер на все руки

Прибрать к рукам

Сидеть сложа руки

Ноги

Со всех ног

Встать с левой ноги

Потерять почву под ногами

Идти в ногу ног под собой не чуять

Встать на ноги

Падать с ног

Сбиться с ног

Путаться под ногами

Одна нога здесь, ругая там

Шарады и метаграммы

Безударные гласные, проверяемые ударением

С “Е” торопят, если знают,

Что не долго уж до срока.

С “И” - учительница часто

Говорит в конце урока.

Спеши – спиши

Делать с “И” спокойно нужно,

Если слушаешь урок,

Будешь с “Е” еще не скоро:

Не пришел еще твой срок.

Сидеть – седеть

С “И” недолго сделать кошке.

Если есть сметана в плошке.

С “Е” же делать нелегко,

Коль забрался высоко.

Слизать – слезать

С буквой “Е” ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство –

делай быстро с буквой “И”!

Запевай – запивай

С буквой “А” с грибами сделай,

Ешь, не бойся ничего!

Не открыть малышке двери –

Помоги-ка с буквой “О”.

Отвари – отвори

С “И” нам долго находиться

Можно в городе, в селе.

При еде, чтоб не давиться,

Надо делать с буквой “Е”.

Проживать – прожевать

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким сам звеню я на раздолье.

Колос – голос

С глухим травку она срезает.

Со звонким – листья объедает.

Коса – коза

В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом совсем значении

Я – планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу я построю

Линейка

Я с “В” - ночная птица,

Но замените В на Д –

Я растворюсь я в воде.

Сова – сода

Я дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня повсюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.

Сосна – насос

Слово названье дорожке дает,

В горы и лес ее каждый пройдет.

Слово прочтите наоборот –

Сразу узнаете яблок сорт.

Тропа – апорт

Я – антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому, что я …

Зима

Хорошая погода!

Её мы ждем полгода.

Две точки зачеркни

И воду зачерпни.

Вёдро – ведро

Начало слова – лес,

Конец – стихотворенье,

А целое растет,

Хотя и не растение.

Бор - ода

Безударные гласные, непроверяемые ударением (словарные слова)

В трех буквах грязь и пыль увидеть надо.

Потом река в трех буквах разместится,

А там уж без труда найдется птица.

Сорока

Начало – нота. Потом – оленя украшенье,

А вместе – место оживленного движенья.

Дорога

Начало – голос птицы, конец – на дне пруда,

А целое в музее найдешь ты без труда.

Картина

Две ноты и предлог,

Соединяясь, дадут гудок.

Сирена

С “Б” я к жидкости привык,

С “З” - огромный дикий бык.

Бидон – бизон

Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта.

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета

Я - блок - о

Первая цифра стоит в середине,

Буквы с начала и буква с конца.

А в целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца.

Р – один - а

С “Г” - полезное растение,

С “Ш” - пугает нас порой.

Горох – шорох

С буквой “М” - сладкая,

С буквой “К” - горькая.

Малина – калина

Мой первый слог тягуч и сладок,

Второй – частица, вместе – зверь.

Живет в лесу на ульи падок…

Ну, угадал его теперь?

Мед - ведь

Коль меня напишешь через букву О,

Лягу я под дверь дома твоего.

Коль меня напишешь через букву И

На тарелку лягу в праздничные дни.

Порог – пирог

В ранце я всегда лежал,

Букву как-то потерял…

Если руки с мылом мыли,

То меня с водою смыли.

Пенал – пена

Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши –

И покачусь я по дороге

Или тебе обую ноги.

Резина

Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною.

Но замените мягкий знак

На букву “А” - и я завою.

Сирень – сирена

Число и нота рядом с ним,

Да букву припиши согласную.

А в целом – мастер есть один.

Он мебель делает прекрасную.

Сто - ля - р

Я по полену бью звеня,

Дровами на зиму снабжаю.

Когда ж с конца прочтут меня.

Я недовольство выражаю.

Топор – ропот

С буквой Х меня на себе носят.

С буквой С в столовой просят.

Халат – салат.

Парная согласная на конце слова

Когда я с “Д” меня сорвут.

Когда я с “Т” - на мне плывут.

Плод – плот

С “М” - приятен. Золотист.

Очень сладок и душист.

С буквой “Л” зимой бывает

А весною – исчезает.

Мёд – лед

Со звонкой на конце он значит

Примерно то же. Что не стар,

С глухой – по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар.

Молод – молот

Чтоб отгадать . имей терпенье:

С “Л” я – часть лица.

А с “Б” - растенье.

Лоб – боб

Я цвет одинаковый часто имею:

И с “Г” зеленею, и с “К” зеленею.

Но с “К” вам со мною рискованно быть :

Могу и до слез довести, и убить.

Луг – лук

С “М” гожусь тебе я в пищу

И могу быть я цветком,

С “Р” в реке меня разыщут,

С “С” вдруг стану я мешком.

Мак – рак – сак

С “У” - ползучий,

С “Е” - колючий.

Уж – ёж

Я бываю золотой,

А природный – костяной.

Если З на К заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Посчитаешь мой объем.

Зуб – куб

Читайте слева вы меня.

И псом презлючим буду я.

Но времени я буду счет,

Когда прочтешь наоборот.

Дог – год