Внеклассное мероприятие по теме: "С.Я. Маршак – драматург"

Разделы: Музыка, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. расширить знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака,
  2. прививать интерес к чтению,
  3. закреплять знания об особенностях драмы,
  4. пополнять словарный запас учащихся, через игровую творческую деятельность (инсценирование),
  5. развивать воображение, мышление, культуру общения.
  6. воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие, с помощью музыки усилить воспитательное воздействие,
  7. развивать актёрские качества у детей, умение дарить себе и зрителям радость.

Оборудование: портрет С. Я. Маршака, выставка книг, иллюстрации к пьесам, декорации, костюмы, слова на карточках “пьеса”, “ремарка”, “действие”, “картина”, “диалог”, “монолог”, “реплика”.

Ход мероприятия

1.Учитель. Произведения С.Я.Маршака любят слушать и читать дети, помнят и перечитывают взрослые.

Творчество С.Я. Маршака многогранно: он и детский поэт, и автор лирических стихов для взрослых, переводчик, сатирик, критик, сказочник, наставник многих поэтов, драматург, пьесы которого идут во многих театрах. Работа для детского театра увлекала С.Я. Маршака всю жизнь. “Моими первыми произведениями для детей были сказки в стихах для театра”, - писал Маршак.

Сегодня мы ещё раз встретимся с С.Я.Маршаком – драматургом, автором замечательных пьес, вспомним любимых героев, порадуемся игре актёров в пьесе-сказке “Кошкин дом”.

2. Перед вами 2 команды: 1-ая команда выбрала себе название “Подснежник”, а 2-ая команда “Костёр”. Нашу игру будет судить справедливое и строгое жюри (родители).

Задание 1.

Учитель. Каждая команда приготовила иллюстрации к пьесам С.Я. Маршака и отрывок из пьесы. По отрывку и иллюстрации другая команда должна назвать пьесу

“Подснежник”

“Костёр”

Разлетелось, точно дым,
Горе да злосчастье.
Пожелаем молодым
Мира и согласья.

(“Горя бояться - счастья не видать”. Сказка-комедия).

Здесь, у этой старой ёлки,
На меня напали волки.
Да Козёл у вас хитёр -
Нос разбойникам утёр.
Дал попробовать копыта -
Две недели будут сыты.

(“Сказка про Козла”)

Мороженщик (кричит).
Отличное...
Петрушка (из сундука)
Земляничное!
Мороженщик
Клубничное!
Петрушка
Горчичное!
Мороженщик
Апельсинное!
Петрушка
Керосинное!
Мороженщик и Петрушка (вместе)
Мороженое!

(“Петрушка - иностранец”)

Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!

(“Двенадцать месяцев”. Драматическая сказка.)

Вот живут они – лягушка,
Ёж, петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчёт,
А лягушка
Пироги печёт.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.

(“Теремок”)

Против дома у ворот
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Подметал дорожки
Перед домом кошки.

(“Кошкин дом”.)

Задание 2.

Учитель. Каждой команде я раздаю по 2 листка. На одном – отрывок из рассказа, на другом – отрывок из пьесы. Вам нужно объяснить, где напечатан отрывок из пьесы. (Ребята выбирают и отвечают)

“Подснежник”

“Костёр”

Пьеса – на 1-ом листке. Пьеса – это произведение, написанное для постановки на сцене, в театре. Здесь на втором листке отрывок из произведения написан сплошным текстом, а в пьесе он разбит на роли. Пьеса делится на части: действия, картины. Мы тоже считаем, что пьеса – на 1-ом листке. Пьеса начинается необычно, не так, как рассказ. Сначала автор приводит список действующих лиц. Например, здесь в “Сказке про Козла” действующие лица:

Дед, Баба, Козёл, Волк-вожак и ещё шесть волков.

Задание 3.

Учитель. Продолжим разговор об особенностях пьесы. Я держу в руках две карточки со словами. Объясните значение этих слов.

“Подснежник”

“Костёр”

Ремарки – пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. Например (читают): “Действие первое. В избе. Дед (входит в избу с вязанкой дров). Ремарки пишутся в скобках перед словами действующих лиц. Реплики персонажей – ответ, замечание на слова собеседника, высказывание в ответ на слова другого персонажа.

Задание 4.

Учитель. Объясните, что такое монолог и диалог, приведите примеры из пьес. (Пьесы у каждой команды на столе).

“Подснежник”

“Костёр”

Монолог – речь одного из литературных героев. Сам герой говорит о своих мыслях, чувствах.

Пример:

Падчерица ...А мне что-то хорошее приснилось, и теплее даже стало. Что же это мне приснилось? Ах, вот оно что! Будто мать моя по дому с лампой идёт, и огонёк прямо мне в глаза светит. (“Двенадцать месяцев”, действие второе, картина первая).

Диалог – это разговор двух или более лиц. Он передаёт развитие событий, мысли и поступки героев.

Пример:

Волк. Лисавета, здравствуй!

Лиса. Как дела, зубастый?

Волк. Ничего идут дела,

Голова ещё цела...

(“Теремок”)

Учитель. Правильно, ребята. В поступках героев, в словах (диалогах и монологах) раскрывается характер героя.

3. Игра со зрителями. “Какой месяц говорит эти слова в пьесе

“Двенадцать месяцев”?”.

“Подснежник”

“Костёр”

Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник!
Зрители отвечают: “Март”

Зрители отвечают: “Апрель”.

4. Жюри подводит итоги.

5. “О музыкальной сказке “Кошкин дом”. Кравцова Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования.

-Дорогие ребята! Мы рады видеть вас, потому что сегодня в этом зале у нас музыкальная сказка. Самуил Яковлевич Маршак написал пьесу-сказку “Кошкин дом”. Композитор Василий Золотарев написал музыку к ней. Цель работы над музыкальной сказкой “Кошкин дом” - познакомить детей с музыкальными образами, как их можно создать, представить на сцене. Любая сказка оказывает огромное воздействие: добро побеждает, честность облагораживает человека, забота о бедных воспитывает чувство ответственности и милосердия. Музыка усиливает это воздействие.

В сюжете этой сказки характеры героев меняются. Богатые красавица-Кошка и Кот превращаются в бездомных, умоляющих о помощи, но на их просьбы никто из бывших друзей не обращает внимания, все заняты собой. Вы почувствуете , что дружба здесь какая-то однобокая, что это не друзья, потому что в трудную минуту друзья всегда помогают. Долго ищут приют Кот и Кошка, и вдруг – чудо! Жалкие котята, которых Кот Василий и Кошка прогнали, не помнят зла и приютили их.

В самом начале сказки звучит песня “Тили-бим-бом” в исполнении хора. Звучат слова, которые придают настрой предстоящему действию “посиди, да погоди - сказка будет впереди...”. “Песня котят” вызывает жалость к бедным, голодным котятам. Пьеса “Гости” настраивает на торжественную атмосферу бала, и в доме Кошки звучит вальс. Гости парами кружатся, только у тётушки Свиньи нет пары. Что ж, не беда, танцевать можно и со стулом!

Кульминацией сказки является сцена пожара. Пьеса “Пожар” является полной противоположностью всему предыдущему музыкальному материалу. Звон треугольника (как звуки колокола) оповещает о беде. Сумбур на сцене – все носятся, бегают, суматоха, интонации рассказчика тревожные. Все в оцепенении – случилось непоправимое: рухнул Кошкин дом. Звучит грустная мелодия. Кот и Кошка напоминают тех несчастных котят, которые стучались к ним и просили еды. Эта мелодия ведет наших героев от дома к дому, где им будет отказано в ночлеге. Пьеса “Петушки” - очень легкомысленная, веселая, озорная, напоминает петушиный бой. Завершает музыкальную сказку пьеса “На всю улицу веселье”. Она написана композитором в духе народного веселья, праздника, объединяет всех персонажей в радостной пляске.

Слушая нашу сказку, Вы почувствуете развитие музыкальных образов, поймёте цену дружбы, как надо выбирать друзей и как к ним относиться, не отворачиваться от тех, кто обратился к тебе за помощью, так как любой человек может оказаться в беде. Настоящий друг познается в беде. Ребята, которые готовили спектакль, надеются, что зрители будут довольны, получат заряд светлых чувств и положительных эмоций.

Итак, мы начинаем.

(Сценарий в приложении).

6. Итог. (После просмотра пьесы “Кошкин дом”. Обсуждение.)

-Понравилось ли исполнение пьесы?
-Что больше всего понравилось? Почему?
-Какие советы Вы бы дали актёрам?

7. Учитель. Маршак был убеждён, что хорошие книги могут помочь людям, сумеют утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее, терпеливее. В ноябре 2007 года исполняется 120 лет со дня его рождения. Встреча с произведениями С.Я. Маршака – это праздник для детей.

Спасибо вам, ребята! Вы порадовали нас своей игрой!

Учитель начальных классов Подлесных Мария Михайловна.

Педагог дополнительного образования Кравцова Татьяна Сергеевна (музыка, хор).

Учащиеся 4-б класса, родители, зрители – ученики 1-4 классов

МОУ “Лицей N 24” г. Сергиев Посад.