Конспект открытого урока русского языка по теме: "Обобщение знаний о предложении". 2-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Создать условия для развития умения распознавать предложения в структуре текста. Употреблять заглавную букву и нужный знак препинания в конце предложения через предложенные упражнения.
  2. Содействовать совершенствованию умения анализировать предложение (находить подлежащее и сказуемое) на предложенных упражнениях.
  3. Создать условия для развития внимания, мышления через анализ групп слов и букв, содействовать формированию взаимоконтроля, взаимовыручки при анализе предложений, формированию умения правильно вести себя в природе и охранять ее.

Оборудование:

  • плакат,
  • сигналы-светофоры у детей,
  • линейки, карандаши,
  • рисунки животных: сова,
  • лягушка,
  • ворона,
  • Лесовичок,
  • еж.

Оформление доски:

Рисунок

Число

Классная работа.

Обобщение знаний о предложении.

1.Что такое предложение?
2.Как выделяется оно в речи?
3.Виды предложений.
4.Главные члены предложения.

пабппвг

поляна подснежник душистые

Слова для индивид. работы. Текст.

Ход урока.

1. Орг. момент.

  1. Дом со всех сторон открыт,
    Он резною крышей крыт,
    Заходи в зеленый дом,
    Чудеса увидишь в нем.

Добро пожаловать в волшебное царство природы. А живет здесь мудрая бабушка Сова. Она охраняет зеленое царство. Сегодня приглашает вас к себе в гости, где вы встретитесь с ее друзьями и ответите на ее вопросы.

На доске тема урока.

- О чем сегодня мы узнаем в нашем путешествии? ( Дети формулируют тему урока)

- Мы ответим на вопросы совы: (на доске)

1. Что такое предложение?
2. Как выделяется оно в речи, на письме?
3. Виды предложений.
4. Главные члены предложения.

2. Чистописание.

Мы на «Поляне Чистописания». После туристов здесь осталось много мусора. Поможем сове прибрать поляну. Определите дежурную букву. Расскажите о ней.

П- обозначает 2 согласных звука: твердый, мягкий; глухие, парная согласная.

-Рассмотрите узор из букв, расскажите последовательность написания:

пабппвг…

-Напишите прописанные слова, разделите их на группы (сущ. и прил., 3 слога и 4 слога)

поляна подснежники душистые

- Составьте из них предложение, запишите. Подчеркните ошибкоопасные места (1 ученик у доски)

На лесной полянке расцвели душистые подснежники.

- Докажите, что это предложение?

Ученик рассказывает правило.

Правило поведения в лесу: Не сори!

3. Словарная работа

Надо перейти через «Ручеек слов»

Лягушка не закончила строить переправу. Помогите.

У доски 2 ученика, вставляют пропущенные буквы, формулируют правило, находят лишнее слово.

в.сна тра.ка
гр.чи бере.ка
поб.жали ду.ки
пч.ла у.кий
с.ва ло.ка
д.ревья бума.ка

Словарная работа: (устный диктант)- используем сигналы- светофоры.

В.тер, л.сица, м.двежий, за.ц, в.рона, с.рока, б.реза.

Найдите лишнее слово. Расскажите правило о существительном.

4. Повторение о предложении, его видах по цели высказывания.

Вышли на «Опушку знаков препинания».

На доске:

Синеет высокое небо бегут говорливые ручьи поют певчие птички чудесно весной.

Ворона Каркуша считает предложения.

-Сколько предложений?

-Как выделяем предложения в речи? На письме?

-Какие знаки ставим в конце предложений?

Стихи-загадки:

Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь в конце поставь
Кругленькую (точку).

Чувства сыплются наружу!
Восхищения в словах!
Торжество, тревога, ужас -
(восклицательный здесь знак).

Он фигурка небольшая,
Точка под ним большая,
Коль спросить что соберетесь -
Без него не обойдетесь. (вопросительный знак)

С почемучкой дружишь ты?
Значит, и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь,
Будет все в порядке.

-Какие виды предложений знаете вы?

- Прочитайте в учебнике правила. Из текста зачитайте повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения.

Весной поют певчие птицы, у них появляются птенцы. Правило поведения в лесу - НЕ ШУМИ!

5. Физкультминутка.

Спустимся в Дубраву Здоровья. Здесь живет Лесовичок. Он проверит, как вы на слух определяете предложения.

Подтянитесь, если это предложение.

Присядьте, если это слова.

  1. Расцвела мать-и-мачеха.
  2. Солнечный.
  3. Дети гуляют в лесу.
  4. Шумят деревья.
  5. Распустились на ветках
  6. Вы ходили в поход?
  7. Пахучий
  8. Как тихо кругом!

6. Повторение о главных членах предложения.

Мы на Просеке главных членов предложения.

Загадка:

Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.(картинка ежа)

На доске:

2. Из под них показался ежик.!?
4. Какой он запасливый.!?
3. На его иголках зеленели яблоки.!?
1. В кустах послышался шорох.!?

-Составьте рассказ. Поставьте знаки препинания. Спишите, подчеркните главные члены предложения.

Проверка: 1 ученик у доски в 1 предложении подчеркивает главные члены предложения. 1 вариант - во 2 предложении, 2 вариант - в 3 предложении. Взаимопроверка.

Правила: что называется подлежащим, сказуемым? (Работа в парах, затем вслух 2 ученика)

Правило поведения в лесу. Не рви цветы, не ломай ветки, не разрушай муравейники. Не губи! Берегите нашу природу!

7. Проверка знаний.

Тест. (Используем вопросы Совы).

  1. а) Предложение выражает законченную мысль.
    б) Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
  2. а) В речи предложения отделяются паузой.
    б) В речи предложения отделяются точкой.
  3. а) В конце предложения ставится точка.
    б) В конце предложения ставится точка или !. или ?
  4. а) Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.
    б) Главные члены предложения - подлежащее и определение.

8. Итог:

1б, 2а, 3б, 4а. – оценка «5»

Рефлексия: используем сигнал-светофор. Зеленый цвет показывают ученики, которым урок помог систематизировать знания, красный – кому помог заполнить пробелы в знаниях.