Тема урока: "Задача. Структура задачи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи:

- формировать умение составлять и решать простые и составные задачи, примеры;
- способствовать формированию вычислительного навыка;
- развивать память, внимание, мышление, воображение, правильность и эмоциональность речи;
- воспитывать интерес к предмету математики, личностные и волевые качества.

Оборудование:

-карточки для устной работы;
-модели простых задач (на доске);
-схемы для составления выражений;
-ТПО (Пиядина П.Н.);
-фланелеграф;
-набор фигур, знаков для составления моделей задач на фланелеграфе;
-абаки (индивидуальные);
-модели составных задач для игры.

Ход урока:

I. Устная работа.

30-6
70-4
48-5
60-3
20-7

52+14
56+23
51+48
73+16
54+32

88+3
33-6
22-4
77+9
16+8

76-20
58+10
34+30
27+12
95-40

  1. - Найдите лишнее выражение
    - Почему?
    - Замените его своим выражением
    - Покажите значение выражения на абаке
  2. – Разгадайте правила, по которым составлены ряды чисел
    – Какое будет следующее число?
    39, 45, 51, ……. 63
    90, 83, 76, …….. 69
    20, 24. 28, ………32
  3. – Составьте выражения по схеме, значением которых будет число
    63 69 32 ..+.. ..+.
    ..-.. ..-.
  4. – На какие слагаемые нужно разложить второй компонент выражения, чтобы найти значение выражения?
    47+8=     68+9=     34-7=      55-9=
    - Покажите значение выражения на абаке.
  5. Решение примеров на скорость.
    ТПО (Пиядин П.Н. У 111 1 столбик)
    (2 минуты)

Физминутка (для глаз по тренажеру).

II. Работа над темой урока.

1. Блиц-турнир задач.

- Являются ли данные тексты задачами?
- Почему?
- Что нужно изменить, чтобы текст стал задачей?

* Купили 14 тетрадей в клетку и 15 тетрадей в линейку. Сколько всего альбомов купили?

(Вопрос не соответствует условию)

- Измените вопрос.
- Назовите номер модели этой задачи.

* В столовую во второй день привезли на 4 мешка муки больше, чем в первый. Сколько мешков муки привезли во второй день?

(Нет еще одного данного)

- Измените условие.

- Назовите номер модели этой задачи.

* На ветке сидели снегири и 9 синиц. На сколько больше было снегирей, чем синиц?

(Нет еще одного данного)

- Назовите номер модели этой задачи.

* В двух банках 7 л молока. В первой банке – 3 литра, во второй – 4 литра. Сколько молока в двух банках?

(Содержится лишнее данное. Вопрос содержит известное данное.)

- Назовите номер модели этой задачи.

img4.JPG (2644 bytes)

2. Решение получившихся задач.

- Запишите выражением решение задач.

  • Купили 14 тетрадей в клетку и 15 тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей купили?
  • В первый день в столовую привезли 8 мешков муки, а во второй на 4 мешка муки больше. Сколько мешков муки привезли в столовую во второй день?
  • На ветке сидело 15 снегирей и 9 синиц. На сколько больше было снегирей, чем синиц?
  • В двух банках 7 л молока. В одной – 4 литра. Сколько литров молока во второй банке?

Самопроверка:

14+15=29
8+4=12
15-9=6
7-4=3

Физминутка.

3. Работа над составными задачами.

- Прочитайте условие задачи

Витя вырезал 12 кружков, а Андрей на 4 кружка меньше, чем Витя

- Какой вопрос нужно поставить к данному условию, чтобы задача решалась так: 12-4=8 (к.)

- Назовите номер модели

- Какой вопрос будет у задачи при таком решении?

12-4=8 (к.)

12+8=20 (к.)

- Постройте модель этой задачи

0

- Определите по модели, какая эта задача?

- Почему? (2 вопроса)

- Измените условие задачи и вопрос, чтобы задача была так же составной.

Постройте ее модель.

Витя вырезал 12 кружков, а Андрей 6 синих и 8 красных кружков. Сколько кружков вырезали Витя и Андрей вместе?

- Как будете рассуждать при решении этой задачи? (На главный вопрос ответить не можем, т.к…)

(В тетради О + О = О)

- Как можно изменить структуру данной модели, учитывая результат 1 действия?

- Как теперь будет звучать задача?

- Какая эта задача? (Простая)

- Почему?

- Какая модель получилась? (№ 3)

- Можно ли ответить на поставленный вопрос?

(решение рисуется в тетради цветными карандашами)

- Как еще можно изменить условие и вопрос задачи, чтобы получить новую задачу?

- Постройте модель.

- Как будем рассуждать?

(Ведется аналогичная работа)

Физминутка (массаж ладошек при помощи карандаша – катание между ладошками).

* Игра: «Угадай модель».

Один из учащихся выходит к доске, отворачивается от класса к доске. Ребятам показывается модель задачи. По модели составляется задача. Ведущий строит модель услышанной задачи. Если составленная модель совпадает с заданной, продолжается работа над полученной задачей (разбирается и решается).

III. Итог урока.

-Какую работу мы проделывали всякий раз, решая составную задачу?
-Что нужно сделать, чтобы решить составную задачу?