Организация коммуникативных отношений на уроке русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонений"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. учить детей различать и проверять безударные окончания существительных,
  2. формировать навык правописания окончаний существительных,
  3. отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных.

Ход урока

1. Организационный момент и понимание темы урока.

Учитель:

- Ребята, самостоятельно прочитайте тему урока.

- Наташа, прочитай тему вслух.

- Как вы поняли, чем мы будем сегодня заниматься?

- Как понял тему урока Павел? (Ответ: я понял, что сегодня мы будем находить окончания существительных.)

- Как Света отнесется к ответу Павла? (Ответ: Я поняла Павла так, что мы будем находить окончания существительных. Я согласна с ним, но хочу уточнить ответ. Мы будем находить безударные окончания существительных)

- Правильно. У кого есть еще мнения? (ответы: Я думаю, что мы сегодня научимся проверять безударные окончания существительных)

- Молодец! Сегодня мы научимся проверять безударные окончания имен существительных 1, 2, и 3 склонения.

2. Чистописание. Е и И.

Учитель: Как вы думаете, почему я взяла для чистописания именно эти буквы? (ответ: эти буквы чаще бывают в окончании в слабой позиции)

3. Работа по теме урока.

На доске 2 группы слов:

из земли     из избушки
по стене     по комнате
на столе     на празднике
в цепи        в постели

Задание:

1. Записать слова в тетрадь в 2 столбика.
2. Определить, чем отличаются 2 группы слов.
3. Найти общие признаки.

Учитель: Прочитайте задание. Как вы поняли задание? (Ответы: я понял, что надо записать слова в тетрадь, определить общие и различные признаки).

Дети самостоятельно выполняют задание.

Проверка.

Ответы детей:

  1. Во втором столбике окончания в слабой позиции, в первом столбике в сильной позиции.
  2. Общее в каждой строчке - род, склонение и падеж одинаковые.

Запись в тетради:

Из землИ из избушки ж.р. 1 скл. Род.п.
По стенЕ по комнате ж.р. 1 скл. Дат.п.
На столЕ на празднике м р. 2 скл. Предл.п.
В цепИ в постели ж.р. 3 скл. Предл.п.

Учитель: Кто может сделать вывод, как проверить безударное падежное окончание существительных 1, 2 и 3 склонения?

Ответы детей:

  1. Я понял, что надо взять существительные с окончанием в сильной позиции.
  2. Я с тобой согласен, но хочу уточнить ответ. Надо взять слово для проверки того же склонения в том же падеже.

Учитель: давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебник на странице 84 (Т.Г. Рамзаева «Русский язык» для 4 класса). Прочитайте памятку.

Дети читают памятку.

Учитель: Я хочу предложить вам слова для проверки. Запомните их, чтобы постоянно не искать новые. 1 склонение: стена; 2 склонение: стол, окно; 3 склонение: цепь.

4. Упражнение на доске «Допиши окончание».

Задние: Определи род, склонение, выбери слово для проверки, допиши окончание.

Без дорог… В сет… В магазин…
От подруг… На спектакл… о мыш…
Возле речк… От речк… к подруг…

Работа по рядам. Побеждает тот ряд, который правильно и быстро выполнит задание.

Понимание задания:

  • Я понял, что надо записать окончания.
  • Я с тобой не согласен. Нам нужно определить род, склонение, выбрать слово для проверки окончания.
  • Я согласен с тем, что нам надо окончания доказать.

Дети выполняют задание.

Проверка по рядам.

Ответы детей:

  • Я не согласен с окончанием в слове «о мышЕ». Это слово женского рода, 3 склонения, слово для проверки тире цепь. О мыши, как о цепи. В окончании нужна буква И.

Учитель: почему ребенок допустил ошибку?

Ответы детей:

  • я думаю, что он написал окончание наугад, не применил новое правило.
  • надо было определить род, склонение и выбрать слово для проверки.

5. Письмо под диктовку.

Задание: запиши, выдели окончание существительных, докажи его.

Учитель: как вы поняли задание?

Ответы детей:

  • правильно ли я понял, что надо записать слова, выделить окончания существительных и доказать их?

Учитель: молодец, ты правильно понял задание. Вопрос: все ли окончания существительных требуют доказательства?

Ответы детей:

- Да, все.
- Правильно ли я тебя понял, что все окончания требуют доказательства?
- Да.
- Я с тобой не согласен. Проверки требуют только безударные окончания.

Текст задания: ходил около палатки, стучал по крыше, достал из печи, полил маслом, испарился с поверхности, и т.д.

Проверка выполнения задания учителем в тетрадях.

6. Итог урока.

Учитель: Чем занимались на уроке?

Ответы детей:

- Сегодня на уроке мы учились доказывать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения.

- Я согласен с тем, что мы учились доказывать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения. Для проверки мы использовали существительные с окончанием в сильной позиции.