Конспект урока по природоведению в 3-м классе на тему: "Как человек воспринимает окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Эпиграф урока:
«Не глаз видит, не ухо слышит, не нос
ощущает запахи, а мозг!»

Ход урока

Содержание урока

Дозировка в минутах

Методическ. обеспечение

I. Организационное начало.

Учитель и дети: Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Учитель: Сегодня будем работать по подгруппам. За урок каждая подгруппа пройдет 5 станций. Сами будете и учителями и учениками, каждый будет переживать за успех своей подгруппы.

II. Проверка домашнего задания.

Вопросы.

1. Докажите, что человек часть природы.

(Он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети. Людям , как и животным, необходим воздух, вода, пища, тепло.)

2. Назовите главные органы человека.

(Головной мозг, легкие, сердце, печень, желудок, кишечник.)

III. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Очень важный орган – головной мозг. С его деятельностью связано мышление человека, правильная работа всех органов. Все, что происходит в окружающем мире, мы воспринимаем с помощью органов чувств. В них находится окончания чувствительных нервов, иначе их можно назвать «разведчиками» мозга. У каждого органа чувств своя специальность, а их центр находится в коре головного мозга.

Давайте отгадаем кроссворд и узнаем о каких органах чувств сегодня будем говорить.

КРОССВОРД.

Ключ кроссворда: (Нос,глаза,язык,уши,кожа.)

А сейчас мы разделимся на 5 подгрупп, командиры заранее подготовлены, держат табло возле станций, а вы, ориентируясь на название станций и свои буквы, найдете командира. (Например, «Ухо» - У, «Глаза» - Г и тд.).

В каждой станции есть литература, задания, которые вы должны выполнить.

По окончании работы на станции, заполняем маршрутный лист подгруппы.

Постарайтесь получше узнать тайны пяти «разведчиков» головного мозга.

IV. Самостоятельная работа детей по центрам.

(Учитель контролирует, корректирует, наблюдает за работой учащихся.)

Конец работы оповещается звоночком ,музыкой

Станция №1 «Глаза».

Задания:

1. С.35. Учебник «Мой друг - физкультура». Познакомиться со строением глаза.

2. С.37. Прочитать упражнения, укрепляющие глаза. Какое упражнение для вас новое? (6). Проделайте это упражнение стоя.

3. Прочитайте «Наши советы». (Памятка).

  • После часа занятий обязательно давай глазам отдых на 20 –25 минут
  • Не нагибайся близко к книге, расстояние должно быть около 30 см.
  • Не читай в автобусе или троллейбусе, книга трясется, меняется расстояние от глаз до книги.
  • Не читай лежа.
  • Не перенапрягай зрение при просмотре телепередач.
  • Не читай при плохом освещении.
  • Будь осторожен с острыми предметами.

4. С. 39. Рассмотри картинки. На маршрутном листе отметьте номера картинок, под которыми можно подписать:

Нельзя! (1, 3).

Делай так! (2, 4).

Станция №2. «Уши».

Задания:

1. С.40. Учебник «Мой друг – физкультура». Познакомься со строением уха.
2. Как сохранить хороший слух? Прочитай стр. 40.
3. Дидактическая игра «Услышь меня». (Командир тихо называет имя ученика, тот поднимает руку.)
4. Выполни знакомое упражнение для улучшения слуха «Гром небесный».
5. С. 41. На маршрутном листе отметьте номера картинок, под которыми можно подписать:

Нельзя! (1, 3, 5).

Делай так! (2, 4, 6). /Правила сохранения слуха/

Станция №3. «Нос».

Задания:

1. Что такое обоняние? Прочитай информацию стр.43, учебник «Мой друг – физкультура».
2. Дидактическая игра «Узнай запах». (Апельсин, хлеб, чеснок…)
3. Обоняние связано со вкусовыми ощущениями. Проверьте это опытом:
Завяжите глаза, заткните нос ватным шариком и попробуйте определить знакомую пищу. (Апельсин, хлеб, печенье…)
4. Напишите отгадку на маршрутном листе. О чем загадка:
На круглой долине два глубоких озера, горка с двумя дышащими пещерами, по краям долины две антенны – локатора, а внизу долины огромная пещера с розовым толстым охранником.

Ответ: глаза, уши, рот, язык, нос.

Станция №4. Язык.

Задания:

1. С. 44. Учебник «Мой друг – физкультура». Познакомьтесь, какие части языка воспринимают вкусовые ощущения.

2. Дидактическая игра «Определи вкус» (конфеты, лимон, соль, редька…)

3. С.44. Рассмотрите картинки с изображением продуктов разного вкуса.

4. На маршрутном листе отметьте номера картинок.

Сладкое (1,6)

Горькое (4)

Кислое (2)

Солёное (3,5)

Станция № 5 «Кожа»

Задания.

1. Какой орган помогает нам определить холодное, горячее?

Прочитай стр.42. Учебник «Мой друг- физкультура»

2. Дидактическая игра «Узнай предмет руками». (Описать предмет, назвать). /Карандаш, вата, магнит, кубик, резиновая игрушка./

3. Чтобы не потеть и не замерзать, нужно правильно одеваться.

Дидактическая игра «Найди лишнее слово».

Отметьте эти слова на маршрутном листе.

Лето: рукавицы, майка, шорты, сарафан, панама.

Зима: сапоги, колготки, шуба, сандалия, шапка.

2

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд

 

 

 

 

Названия табло.

Буквы на каждого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

Звонок,

Магнитофон.

 

Учебник «Мой друг – физкультура». Памятка, маршрутный лист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник «Мой друг – физкультура» маршрутный лист, материал для опыта и дидактич. игры, загадка.

 

 

 

 

 

 

 

Учебник «Мой друг –физкультура» маршрутный лист, материал для дидактич. игры

 

 

 

 

 

 

 

Учебник «Мой друг –физкультура» маршрутный лист

Маршрутный лист группы №1.

Фамилии членов группы: 1. Командир Хакимов Ю.

2. –

3. -

Станция №1.

Глаза – орган… (допиши)

Нельзя! (…)

Делай так! (…)

Станция №2.

Уши – орган…

Нельзя! (…)

Делай так (…)

Станция №3.

Нос – орган …

Отгадка загадки …

Станция №4.

Язык – орган…

Сладкое (…)

Горькое (…)

Соленое(…)

Кислое (…)

Станция №5.

Кожа – орган …

«Лишнее слово».

Лето ( )

Зима ( )

V. Закрепление материала и самооценка учащихся.

У каждого ребенка перфокарта.

Учитель: А сейчас проверим, как вы запомнили правила укрепления здоровья своих органов чувств. Я читаю утверждения, если вы согласны, то ставите знак «+», если не согласны, то знак «-» по горизонтали.

1. Я читаю и пишу при хорошем освещении.
2. Я регулярно мою уши мылом.
3. Чтобы сохранить обоняние здоровым, стараюсь не простужаться.
4. Если появилась на коже ранка, то смажу йодом или зеленкой.
5. Руки мою только утром.
6. Если в глаз попала соринка, то тру глаза руками.
7. Сажусь от экрана телевизора не ближе 2-3 м.
8. Если отморозил лицо, то немедленно бегу домой.
9. Если у пищи неприятный запах, то выброшу.
10. Полезно кушать очень горячую пищу.
11. Полезно читать лежа.
12. Книгу и тетрадь держу на расстоянии 30-35 см.
13. При письме свет должен падать слева.
14. После просмотра телевизора и долгих занятий делаю гимнастику для глаз.
15. Не подношу острые предметы к глазам.

Учитель: А сейчас соедините сплошной линией все знаки «+».

Какую оценку получили за урок? Пять!

VI. Обобщение.

Прочитайте на доске эпиграф нашего урока.

«Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!»

Как поняли эти слова?

VII. Домашнее задание.

Чтение учебника и ответы на вопросы стр.118-121.

Поиграть с братьями, сестрами в игры, в которые играли на уроке.

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

1 мин

Перфокарты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник А.А.Плешакова