Конспект урока математики в 1-м классе по теме: "Связь между сложением и вычитанием"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: знакомство с правилом вычитания слагаемого из значения суммы.

Задачи урока:

  • показать учащимся взаимосвязь между сложением и вычитанием, закреплять умение пользоваться таблицей сложения, находить отличительные признаки натураль ного ряда чисел от набора чисел, закреплять умение чертить ломаные линии ;
  • развивать умение работать в парах, группах, соблюдая нормы сотрудничества;
  • воспитывать интерес к уроку математики.

Оборудование: набор цифр, рисунки шаров, таблица из набора “Веселая математика”.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

1. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы должны открыть 1 из математических правил, поработать с геометрическим материалом, показать, как мы умеем вычислять, работать.

Мы пришли сюда …… (учиться) (дети добавляют слово хором),
Не …. . (лениться), а …. . (трудиться).
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2. Устная работа.

А еще нас сегодня пригласил в гости сказочный герой, он повесил на нашу доску объявлений вот такой текст: “ Сдаю крышу.

Оплата кондитерскими изделиями”

Как вы думаете, к кому мы отправимся в гости?

Чтобы проверить вашу догадку, нужно ответить на мои вопросы, выбрать нужные числа и расставить их.

На доске цифры от 1 до 9, на обратной стороне у некоторых цифр - буквы.

- Найдите значение суммы 4 и 3.

- Найдите значение суммы 5 и 1.

- Выберите из оставшихся чисел и назовите сразу два числа, которые в сумме составляют 9?

Посмотрите внимательно на числа, найдите закономерность и назовите числа, которые должны стоять следующими?

Почему 3, 2, 1? (т. к. числа уменьшаются на 1)

Можем мы сказать, что у нас получился натуральный ряд чисел? (нет)

Может быть, тогда получился отрезок натурального ряда чисел? (нет)

Проверим, к кому же мы отправимся в гости.

Учитель переворачивает карточки с цифрами, получается слово “Карлсон”

3. Самостоятельная работа в тетрадях.

Вы прекрасно знаете, что Карлсон живет на крыше. Как же к нему добраться? Какой сказочный транспорт вы можете предложить?

А я предлагаю – волшебные воздушные шары. Но не все шарики волшебные, а только такого цвета, как у меня на доске: красного, синего, желтого и зеленого. Вы сейчас должны найти эти необычные шары, раскрасить их. Я предлагаю поработать с товарищем в паре.

Как будете работать? (Дети называют правила работы в парах, затем выполняют задание в рабочей тетради №126 с. 50)

4. Самопроверка. (Учитель переворачивает шары, дети проверяют.)

Кто выполнил задание также?

Молодцы, все поднялись на крышу, можно и расстаться с шарами.

III. Физмиинутка.

Мы возьмем шар большой,
Повернем над головой,
Прогнем спину,
Далеко кинем. (Сначала представили, что шар легкий воздушный, а потом - шар тяжелый, из металла)

IV. Работа над новым материалом.

1. Открывается таблица из набора “Веселая математика”.

У Карлсона в гостях находится Малыш, да они уже и чай сели пить. Что им нужно поставить на стол? (Чашки)

Заглянем в шкаф. (На доске 2 листа бумаги, которые изображают створки шкафа)

Сколько красных чашек стоит в шкафу? (2)

Сколько чашек синего цвета? (3)

Составьте с этими числами выражения.

2+3

3+2

3-2

Назовите только суммы. 2+3, 3+2

(Учитель стирает с доски разность)

Что можно сказать про эти суммы? (У них одинаковые слагаемые, использован переместительный закон, значение суммы должно быть одинаковое)

Найдите значение первой суммы.

(Учитель стирает с доски вторую сумму.)

Как называются числа при сложении?

Раз уж Малыш и Карлсон сели пить чай, давайте им поставим чашки. Какие предлагаете взять?

А почему не хотите взять 1 синюю и 1 красную?

Дети отвечают, что так некрасиво. Учитель добавляет, что по правилам этикета лучше брать посуду одного цвета.

Я возьму 2 красные чашки.

(Створки шкафа закрыть.)

Сколько всего чашек было? Сколько я взяла из шкафа? Как это записать выражением? 5-2

Как вы думаете, сколько чашек осталось? Проверим?

А если бы в гости к Карлсону пришел еще кто-нибудь, какие бы тогда мы брали чашки? (Синие)

Как записать выражением? 5-3

Чему равно значение разности?

Посмотрите на столбик примеров, которые у нас получились.

2+3=5

5-2=3

5-3=2

Что заметили? Какой вывод можете сделать?

2. Закрепление изученного материала.

Сравните наш вывод с правилом в учебнике на стр. 49.

Выполним № 125

V. Физминутка

VI. Работа в группах.

Две группы работают на индивидуальных досках самостоятельно, класс работает с учителем фронтально.

Задание для групп дано на карточках.

1 группа. Найди закономерность и начерти замкнутую ломаную линию

(Сумма чисел равна количеству звеньев у ломаной)

2 группа. Начерти замкнутую ломаную линию из 4 звеньев. Найди несколько вариантов.

Задание для класса.

Какая линия изображена на доске?

Покажите звенья ломаной линии?

Покажите концы ломаной линии.

Соедините концы ломаной линии отрезком. Запишите в 1 клетке, сколько звеньев было у ломаной линии, во 2 клетке – сколько стало.

Проверка работы групп.

VII. Итог урока.

Что интересного узнали? Чью работу на уроке бы вы отметили?

А теперь и нас Карлсон приглашает попить чай в столовой.