Интегрированный урок: обучение грамоте + окружающий мир по теме: "Буква Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д'], на морском дне"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки д д, учить давать характеристику звукам, научить писать строчную и заглавную буквы Д, д;
  • способствовать развитию фонематического слуха, речи, внимания, памяти, расширять кругозор; формировать правильное сознательное чтение, письмо слов и предложений;
  • воспитывать любознательность.

Оборудование: компьютер, мультфильм “В поисках Немо”, иллюстрации предметов, раздаточные сигнальные карточки, слайды морских животных.

1. Организационный момент.

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Почему?

- Какие краски ты бы выбрал, чтобы нарисовать радугу настроения?

Я надеюсь, что после этого урока вы все уйдете с хорошим настроением.

(Проверьте свою посадку и готовность к уроку.)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми буквами, которые обозначают согласные звуки, научимся писать эти буквы, увидим жителей морского дна, поиграем с ними и почитаем про них тексты.

- Посчитайте, сколько букв мы изучили?

- На какие 2 группы они разделены?

2. Фонетическая зарядка.

А сейчас небольшая разминка.

- Как дудят в дудку? (ду-ду)

- Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (динь)

- Какие звуки услышали в начале слов?

- Какие это звуки гласные или согласные?

- Кто попробует назвать тему урока? (Согласные звуки д, д, которые можно записать буквой Д)

Наш урок будет сегодня проходить не совсем обычно. Мы с вами опустимся на морское дно вместе с рыбкой Дино, которая хочет много нового в своей морской школе (фрагмент фильма “В поисках Немо” проводы в школу). Да надо быть осторожными и внимательными ведь мы на дне моря (на доске рисунок дна).

3. Звуко-буквенный анализ слов.

Посмотрите на схему слова ДНО.

- Сколько в слове слогов? А сколько звуков?

- Назовите первый звук?

- Что можете про него сказать?

А с кем мы отправились в путешествие? (С Дино). А вот и сама рыбка (на доске рисунок рыбки).

Посмотрите на схему слова ДИНО.

- Сколько в слове слогов? А сколько звуков?

- Назовите первый звук?

- Что можете про него сказать?

Игра со звуками.

А сейчас поиграем в игру “Услышь звук”. Я буду называть слова, а вы определите наличие звука д или д в словах.

(Учитель показывает картинки предметов, в которых есть звуки д или д, называет их. Дети сигналят звуки карточками. Твердый звук - синий, мягкий звук - зеленый. Картинки: помидор, дверь, гвоздика, девочка, дерево, дверь, ведро)

4. Знакомство с буквой.

Эти звуки можно записать при помощи букв Д - заглавной и д - строчной.

(Учитель показывает печатные буквы).

Букву Д на дне пруда
Отыскали рака.
С той поры у них беда:
То и дело драки.

- Кто из вас знаком с буквой Д?

(Дети читают стихи).

Д - это домик аккуратный,
С высоко крышею двускатной.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква – труба печная.

- А на что еще похожа буква Д?

- Напечатайте буквы Д, д у себя в тетради.

Физкультминутка про пальцы.

Вот помощники мои,
Как их хочешь, поверни (сжимаем пальчики в кулачок).
Постучали, (стучим пальчиками по парте) повертели (крутим перед собой)
И работать расхотели (кладем на парту для отдыха).

5. Письмо строчной и заглавной букв Д.

- А сейчас давайте откроем прописи и научимся писать письменные буквы. А Дино в лучших работах будет оставлять свои плавники.

(Учитель показывает, как пишется д - строчная, проигрывая ситуацию. “Есть голова у рыбки и хвост”. Письмо в воздухе. Запись в тетрадь. Показ написания Д - заглавной учителем. Индивидуально дать обвести образец написания буквы из наждачной бумаги).

6. Чтение слогов. Обобщение знаний о рыбах.

Пока мы с вами писали, посмотрите, кого встретил Дино. (Фрагмент фильма “В поисках Немо”, где Немо встречает акул).

- Кого из обитателей подводного мира встретила наша рыбка?

- Вспомните, каких еще животных, обитающих в море, вы знаете?

- Посмотрите, как богат животными подводный мир. (Демонстрирую рисунки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 с компьютера различных обитателей моря).

7. Чтение и запись слогов.

Рыбки приплыли и к нам на урок и принесли задание.

(На рыбках написаны слоги, дети хором читают).

Давайте откроем прописи и прочитаем слоги на 2 строке. (Читают 3 человека письменные слоги.)

Физкультминутка про пальцы.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на правой руке)
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные
все такие нужные (сгибаем пальчики в кулачки).
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на левой руке).
Пальчики быстрые, (сгибаем пальчики в кулачки)
но не очень чистые (смотрим на ладошки).

- А сейчас мы с вами эти слоги напишем в пропись(Учитель показывает способ соединения буквы Д-заглавной с гласными буквами на доске).

Физминутка. Море волнуется раз, море волнуется два…

8. Беседа по иллюстрации “Морские сокровища”.

А сейчас посмотрите на иллюстрацию “Морские сокровища” в учебнике (“Русская азбука” Горецкий В.Г. 1 класс) на стр. 108. Оказывается, кроме животных на дне моря можно увидеть людей.

- Кто знает, кто эти люди?

- А что они делают под водой?

- А трудно ли быть водолазом?

Сейчас мы об этом узнаем, если прочитаем текст. (Чтение текста на рисунке стр. 108, читает один ученик).

- Кто из вас захотел стать водолазом?

9. Чтение текста.

А вот у Димы и Нади папы тоже водолазы. Давайте прочитаем о них. (Чтение по цепочке текста на стр. 108).

_ А теперь откройте пропись и почитайте вопрос, который адресуется вам?

- Как мы ответим на этот вопрос? (Водолаз работает под водой.)

- Какое будет первое слово в нашем предложении? Давайте напечатаем его на доске. (У доски печатает ученик, остальные помогают)

- Второе слово? Найдите это слово в предложении. (Помечают цифрой).

- Третье слово? Найдите его в предложении. (Помечают цифрой).

- Четвертое? (Помечают цифрой).

10. Подведение итогов.

А нам пора найти нашу рыбку и, наверное, закончить наше путешествие (фрагмент фильма “В поисках Немо”, возвращение домой).

И я предлагаю проверить ваши знания.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания понравились больше всего? Почему?

- Оцени свою работу при помощи горки. (Ребятам выдаются заготовки горок, кто себя оценивает на “отлично” рисует человечка на верху и т.д.)

А я вас всех тоже хочу поблагодарить за работу и попросить вас дома нарисовать всех обитателей морского дна, в названии которых есть звуки д или д. (Задание предлагается только желающим.)