Определение основополагающего обучения: выбор форм, методов и средств обучения в лаборатории

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Я представляю вам I этап обучения. Вопрос подготовки обучающихся всегда волнует педагогов и мастеров производственного обучения. От того, какую подготовку получит тот или иной обучающийся, во многом зависит и то, какие специалисты будут приходить на предприятия общественного питания. Огромную роль в учебном процессе играет умение мастера чётко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на занятии, найти оптимальные пути общения с обучающимися и организации их деятельности. И здесь необходимо правильно выбрать методы обучения.

Метод – это “способ познания, теоретического исследования или практического осуществления чего-либо”. Под методом обучения мы будем понимать систематически применяемый способ работы мастера с обучающимися, позволяющий им развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике. Системы методов производственного обучения и каждый метод в отдельности видоизменяются по мере развития науки, техники, технологии. В разные периоды развития образования те или иные методы обучения приобретали ведущее значение. Вместе с тем практика доказала: ни один из методов, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему в производственном обучении успехов можно достичь только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

В настоящее время много говорят о том, что обучение должно быть дифференцированным. Как это понимать? Что подразумевается под дифференциацией обучения? Как следует дифференцировать обучение, чтобы учесть основные свойства личности и сделать обучение личностно-ориентированным? Эти и многие другие вопросы волнуют нас, мастеров производственного обучения, и преподавателей. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. Задача мастера производственного обучения с первых дней обучения стараться выявить индивидуальные особенности учащихся, найти индивидуальный подход к ним.

Контингент нашего колледжа очень разнообразный. Есть учащиеся, которые решили целенаправленно прийти к нам, им нравится профессия, здесь у них уже кто-то учился раньше, иногда и их родители. Таких ребят у нас больше половины. Оставшаяся часть – это ребята, которые не захотели учиться в школе или здесь учатся их друзья, колледж находится близко от дома и т.д. Вот эту часть ребят необходимо в первую очередь заинтересовать, увлечь профессией, с первых же дней обучения найти подход к каждому из них.

Я думаю не раскрою большого секрета, говоря о том, что контингент колледжа – это ребята со средним баллом аттестата “3”. 1/4 часть обучающихся имеет средний балл “3,3” - “3,5” и лишь единицы имеют балл аттестата “4” или выше. Вот тот контингент, который приходит к нам в колледж.

С первых дней обучения мастер начинает искать индивидуальные подходы к обучающимся. На первом курсе, к сожалению, производственное обучение занимает в учебной неделе только один день, когда ребята работают с мастерами в лаборатории колледжа. Группа разбивается на две подгруппы, и мастер работает с каждой из подгрупп отдельно. По истечении 3-4 дней занятий мастер корректирует образовавшиеся подгруппы. Одна подгруппа – это учащиеся, быстрее овладевшие профессиональными приёмами в работе, у них быстрее формируются профессиональные навыки.

И другая группа – это учащиеся более слабые, которые медленнее, со значительными затруднениями овладевают профессиональными приёмами. Такое разделение помогает им не чувствовать себя дискомфортно рядом с сильными сокурсниками. А более сильные не скучают на уроках, когда приходится больше времени уделять слабым.

Практика показывает, что на первом курсе у ребят с 3-х годичным обучением одного дня практики реально не хватает. За неделю обучающиеся (особенно слабые) забывают, как нужно правильно держать даже нож. Ведь не все дома отрабатывают те упражнения по усвоению профессиональных приёмов, которые им показывает мастер. Работа в лаборатории бывает оправдана только в первом полугодии, когда ребята должны получать азы профессии. Но даже здесь возникают проблемы по отработке отдельных тем – разделка осетровых рыб, разруб туши – эти темы мы вынуждены отрабатывать только теоретически. Ведь даже не все предприятия сейчас получают туши или полутуши, которые обваливают на производстве. Как правило, сейчас поступают в основном крупнокусковые полуфабрикаты.

После первого полугодия, когда ребята научились азам профессиональных приемов, снова происходит пересмотр подгрупп, чтобы в каждой подгруппе были и сильные и более слабые, т.е. бригадная форма обучения. Слабым ребятам, как правило, приходится подтягиваться к более сильным, лентяев будут “подстегивать” к работе сами же учащиеся, т.к. они не захотят выполнять чужую работу. Находясь в течение всего дня в лаборатории, мастер имеет возможность индивидуально отрабатывать с обучающимися те приемы и методы, которые он показывал.

На уроке производственного обучения мастер начинает применять различный раздаточный материал:

  • карточки-задания;
  • инструкционно-технологические карты;
  • инструкционные карты.

В практике нашего колледжа применяется такой метод работы, когда мастера, имеющие I и высшую категории, могут одновременно являться мастерами производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин. Специалист, который может одновременно отслеживать формирование практических навыков в их взаимосвязи с теоретическими знаниями, всегда внесёт необходимые коррективы в процесс обучения. Кроме того, предоставляется возможность шире использовать для обучения совмещенные (бинарные) уроки. Зная слабые и сильные стороны учащихся по специальным дисциплинам, мастер непосредственно в лаборатории отрабатывает с ребятами те или иные задания. Например, на уроке товароведения, изучая тему “Корнеплоды”, обучающиеся не очень хорошо её запоминают, а непосредственно на уроке производственного обучения мастер повторит с ними сначала пищевую ценность корнеплодов, их классификацию, а уже затем перейдет к показу форм нарезки. С теми, которые слабо усвоили эту тему, мастер лишний раз повторит теоретическую часть. В течение всего I курса мастер постоянно будет уделять внимание на своих уроках не только практическим темам, но и обращать внимание обучающихся на тот теоретический материал по специальным дисциплинам, который он с ними проходил.

Такой опыт работы подсказывает и позволяет нам сделать следующие выводы. Это наглядно видно на диаграмме “Сравнительная успеваемость по общеобразовательным и специальным дисциплинам”. Для примера берется несколько групп обучающихся, заканчивающих I курс. По общеобразовательным предметам на “4” и “5” занимается 4-5 человек; на “3” и “4” - 10-15 человек; на “3” - 8-10 человек. По специальным дисциплинам результаты следующие: на “4” и “5” занимается 10 человек; на “3” и “4” - 15 человек; на “3” - 5 человек. По производственному обучению неуспевающих нет, 25 человек занимаются на “4” и “5” и только 5 человек на “3” и “4”.

В конце I курса кроме проверочных работ по программе, последнее время мы стали проводить с ребятами итоговые работы под названием “Чему я научился за год”.

Здесь обучающиеся по своему желанию выбирают, что они будут делать, и что на их взгляд они лучше всего научились делать. Это и карвинг, и необычные блюда и рецепты. Для оценивания приглашаем обучающихся и мастеров других групп. Оценку работам выставляют сначала сами обучающиеся, а уже потом её дают мастера.