Определение постоянных рабочих мест и закрепление выпускников на предприятиях

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Закончив II курс, используя дифференцированный метод, плавно переходим к заключительному этапу: III курс, сплошная производственная практика, квалификационный экзамен, письменная дипломная работа.

На III курсе обучающиеся, в силу физиологического развития меняются кардинально. Соответственно меняется их отношение к учебе и работе. Приоритетным в их жизни становятся работа и заработок. Их с большой охотой берут на производственную практику с оплатой, так как у ребят ТУ - 3 дня практики, а у 3х - годичников - 2 дня.

Те ребята, кто относился к учёбе с пренебрежением, предметы общеобразовательного цикла воспринимают всё тяжелее, но зато повышается их творческий потенциал. Они охотнее участвуют как во внутриколледжных конкурсах, так и в городских. Мы, мастера, хорошо это видим, участвуя в конкурсах “Московские мастера”, Московской ассоциации кулинаров.

Здесь, на III курсе как никогда важен дифференцированный подход к обучающимся. Их стремление работать и зарабатывать иногда затмевает другие важные задачи, такие как учеба и написание дипломной работы. При таком стремлении работать мастер должен очень чутко и осторожно (не отбив у них такого желания) показать, что ещё не все изучено, что то, чем они владеют (профессиональные навыки) это только начальное профессиональное образование. В этот момент идет целенаправленное восприятие обучающимися любой профессиональной деятельности. Мастер, зная индивидуальные способности каждого из своих воспитанников и располагая действенными способами влияния на их работу, может вовремя направлять положение дел, корректировать темп продвижения в деле овладения специальностью.

Самым волнующим и радостным моментом, как для учащихся, так и для мастера, является проведение итоговой аттестации и получение выпускниками документа государственного образца об уровне образования и квалификации. Это этап, который подводит итог продолжительному отрезку жизни молодого человека и открывает перед ним дорогу в самостоятельную трудовую деятельность. Итоговая аттестация выпускников, обучавшихся по программе начального профессионального образования, состоит из нескольких аттестационных испытаний:

  • сдача итоговых экзаменов по предметам;
  • выполнение выпускной практической квалификационной работы (по специальности);
  • защита письменной экзаменационной работы.

В качестве испытания аттестации по специальности, входящей в профессию, предусмотрена выпускная практическая квалификационная работа. Она должна соответствовать требованиям к уровню профессиональной подготовки выпускника, предусмотренному квалификационной характеристикой. Квалификационный экзамен для обучающихся с сильной практикой и идущих на повышенный разряд, проводится на предприятии. И мастер с аттестационной комиссией выезжает на производство, где и принимает работу.

Другие обучающиеся, находящиеся на производстве по одному или имеющие слабую профессиональную подготовку, сдают квалификационный экзамен в присутствии аттестационной комиссии в лаборатории колледжа. В этом виден дифференцированный подход к учащемуся, индивидуальная работа с детьми, которые требуют иного подхода к себе.

Следует отметить, что выпускные экзамены проходят в атмосфере доброжелательности и при всей официальности процедуры являются торжественным событием в жизни учебного заведения.

Вместе с тем в последние годы как со стороны практиков, так и со стороны ученых-педагогов поднимаются и реализуются предложения о возможности подготовки выпускниками творческих работ. Творческие работы могут носить как материальный характер (наглядное пособие, банкетное блюдо и т.д.), так и являться интеллектуальным продуктом. Опыт показывает, что при защите обучающимися творческих работ, проявляемый ими уровень профессиональной подготовки значительно выше. Это объясняется полной самостоятельностью в подходе к принимаемым решениям и как следствие, более глубоким проникновением в существо разрабатываемой тематики. Такие работы выполняются при соблюдении одного весьма важного условия: они выбираются самими обучающимися по принципу полной добровольности. Мастер может подсказать, как оформить изделие, как представить его в аттестационную комиссию, но работа потому и называется творческой, что выражает всю раскрепощённость молодого ума, неожиданность и оригинальность решений, свойственных молодёжи.

Уровень подготовки творческих работ выше у обучающихся групп ТУ, и повышенных разрядов соответственно больше (из 26 человек только 4 человека с III разрядом). В группах с 3-х годичным обучением больше ребят с красным дипломом (6 человек из групп с 3-х годичным обучением и 2 человека групп ТУ).

После защиты дипломной и творческой работы, обучающиеся сталкиваются с вопросом трудоустройства. Как правило, проблем с этим нет. Наши обучающиеся по уровню подготовки не уступают другим колледжам. Да и выбор предприятий общественного питания в Москве велик. Каждый выбирает себе работу ближе к дому или по уровню заработной платы. Такие предприятия как “МЕЛЕНКА”, “ДРОВА”, комбинат питания Мосгордумы берут наших выпускников уже давно. Там уже работают шефы, руководители предприятий из числа выпускников нашего колледжа.

К сожалению, не все ребята после учебы идут на производство по профессии. Но если учесть всех обучающихся, которые идут к нам на СПО, и тех, кто идет на заочное отделение в пищевой институт, то 70% всех учеников мы видим в своей профессии. Я приведу наглядный пример, который можно видеть на диаграмме “Сравнительный анализ направлений дальнейшей деятельности выпускников”. В прошлом, 2005 году, мы выпустили 115 человек, из них 22 человека пришли к нам на СПО, 15 человек поступили в Московскую академию управления и технологий (бывший пищевой институт), 26 человек забрали в армию, 30 ушли в другую сферу деятельности (декрет, переезд, другая специальность). В этом, 2006 году, выпустили 85 человек, из них 27 продолжают учебу на отделении СПО, 20 чел. в Академии управления и технологий, 10 – армия, 18 человек на производстве, 10 – в другой сфере деятельности.