Организация игровой деятельности при обучении младших школьников

Разделы: Начальная школа


Одним из способов активизации деятельности учащихся, наряду с использованием других методов и средств является включение в учебный процесс дидактических игр.

Игра способствует активизации учебной деятельности школьников, так как:

  • в первую очередь происходит изменение мотивации к получению знаний. Если при традиционной форме обучения они, как правило, получаются учениками по принуждению, то при игровой форме обучения знания учащиеся получают на основе личной заинтересованности, причем, нередко, делают это с большим желанием;
  • на фоне остальных уроков, уроки, имеющие игровую окраску, воспринимаются учащимися с заметной радостью, что является очень существенной предпосылкой к расположению учащихся лично к преподавателю и, самое главное, учебным предметам;
  • немаловажным представляется и то, что каждый учащийся получает возможность сравнения своего уровня подготовки по предмету с соответствующим уровнем одноклассников, причем сделать это в мягкой, неконфликтной форме;
  • наряду с решением обучающих задач, игра способствует решению и ряда воспитательных, как, например: формирование сотрудничества между участниками игры, преломление индивидуальных качеств каждого из участников к виду необходимому для деятельности в коллективе, что способствует формированию учащегося как члена общества, личности и т.д.;
  • при включении дидактических игр в урок, у преподавателя появляются более широкие возможности для установления межпредметных связей.

На основе всего вышесказанного справедливо отметить, что дидактическая игра в руках умелого, обладающего творческим подходом учителя является мощным инструментом, позволяющим развивать у учащихся на фоне более глубоких теоретических знаний практические навыки, абстрактное, наглядно-образное мышление, память и речь.

Совершенно очевидно, что не бывает классов, где все учащиеся имеют приблизительно равную подготовку, а также равные возможности восприятия предмета. Как правило, перед учителем встает проблема дифференциации процесса обучения. Варьируя задания, используемые в игре, изменяя их сложность, существенно упрощается решение этой задачи учителем. Как правило, саморегулирование внутри команд позволяет добиться максимальной эффективности в распределении заданий между учащимися. Обилие граней процесса освоения учениками новых знаний позволяет использовать возможности саморегулирования с максимальной эффективностью. Как правило, различный уровень подготовки учащихся по предмету предопределяет то, что дети, обладающие более глубокими знаниями, задают достаточно высокие стандарты ответов, при этом у остальных учащихся появляется возможность изучения и использования их в своей деятельности.

Следует предостеречь от упрощенного понимания роли учителя в подготовке и проведении дидактических игр. Совершенно недопустимым является как полное самоустранение учителя от участия в игре, так и менторский диктат. Для надежного достижения результата, целью которых и является включение дидактических игр в учебный процесс, т.е. для обеспечения максимальной реализации познавательного потенциала ученика, необходимо, чтобы учитель по отношению к играющим был партнером, сохраняя за собой ведущую роль. Поэтому важным направлением в деятельности педагога является развитие сотрудничества с учащимися, направленного на совместный поиск знаний, ответов на возникающие вопросы, овладение новыми информационными технологиями.

Игра, проводимая на уроке со всем классом, должна, тем не менее, содержать в себе дифференцированный подход к учащимся с различной степенью подготовки. Так, для учащихся с невысоким уровнем познавательной активности, приоритетными должны являться формы, способствующие концентрации волевых усилий ребенка, направленных на напряженную самостоятельную работу и привитие интереса к предмету, призванного в дальнейшем обеспечить надежный переход от эпизодической, ситуативной активности к более устойчивому познавательному отношению. В то же время, остальные учащиеся воспринимают дидактическую игру как неожиданную, своеобразную возможность творчески использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых условиях. Очевидно, что при работе с этой группой учащихся, учителю следует стараться направить игру на дальнейшую активизацию их деятельности. Очень перспективным представляется использование дидактической игры в качестве вознаграждения за хорошую работу учащихся на уроке.

В зависимости от типа урока учителю следует использовать те или иные виды дидактических игр. Так, наиболее часто, игра используется как средство закрепления материала. Очевидно, что это совершенно оправданный метод для такого типа уроков. Подачу же нового материала рекомендуется производить, используя игровые моменты, перемежая ими объяснения учителя.

Справедливо предположить, что игра, как средство обучения, таит в себе значительные потенциальные возможности. Но именно потенциальные, так как для реализации поставленных задач в деле достижения высоких результатов обучения школьников на уровне мировых стандартов, необходимо творческое отношение учителя к использованию дидактической игры, правильный подбор пропорционального соотношения игровых форм и традиционных способов обучения. И ни в коем случае не следует подменять последние дидактической игрой, нужный результат возможно получить лишь обеспечив правильное их сочетание.