Как создавалась система воспитания толерантности у учащихся 3-го класса

Разделы: Начальная школа


В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных состояний многонационального общества.

В наше время, которое специалисты называют эпохой “взбунтовавшейся этничности”, особенно остро встает проблема педагогического управления развитием двух объективно существующих процессов: возрождением этнического самосознания и формированием межэтнической терпимости, взаимопонимания представителей различных народов. При этом следует учитывать, что эти процессы часто противоречат друг другу. Важной задачей современной педагогики является воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирования у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем – и других народов, формирование у них высокой культуры межнациональных отношений.

Толерантность, также как и интолерантность формируется под влиянием взаимоотношений в семье, отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Процесс этот происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе.

Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого из живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. В силу этого задачу воспитания толерантной личности, а соответственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших задач в современной российской школе.

Толерантность младших школьников играет большую роль в создании социально-психологического климата в школьной полиэтнической среде, становится ключом к решению сложных задач развития личности.

Особенность межэтнических отношений в полиэтнической школе, в отличие от моноэтнической, проявляется в ряде характеристик, важнейшими из которых являются: характер процессов этнической самоидентификации, степень позитивности-негативности межэтнических отношений, удовлетворенность процессом взаимодействия школе, которые в свою очередь, обусловлены наличием толерантности.

Известно, что знание культур других этносов, национальностей развивает творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления. Следовательно, одним из способов воспитания толерантности у младших школьников является ознакомление их с культурами разных народов.

Таким образом, педагогические задачи национально-культурного воспитания толерантности состоят в следующем:

  • глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа;
  • формирование представления о многообразии культур в России и мире;
  • воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности;
  • создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
  • развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
  • воспитание в духе мира;
  • развитие этнотолерантности;
  • формирование осознанных позитивных ценностных ориентацией личности по отношению к культурному наследию России;
  • воспитание уважения к истории и культуре других народов;
  • создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
  • формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Мы понимаем толерантность как личностное качество, характеризующееся терпимым отношением к другим людям, независимо от их этнической, национальной, либо культурной принадлежности, терпимое отношение к отличным от собственных взглядам, нравам, привычкам. Наличие толерантности образует благоприятный психологический климат в отношениях учащихся младших классов.

Был установлен исходный уровень толерантности учащихся 3"А" класса, разработана коррекционно-развивающая программа, рассчитанная на 2 года. Программа была выполнена и, в конце 3 и 4 классов, были проведены контрольные исследования, которые показали, что под влиянием специально организованной коррекционно-развивающей программы по формированию толерантности в полиэтнической среде произошло повышение уровня толерантности учащихся.

Для установления исходного уровня толерантности мы использовали разработанную нами анкету. Проводилось анкетирование детей на определение знаний о народах, проживающих на территории Российской Федерации, и традиционных праздников.

С помощью шкалы социальных дистанций (шкалы приемлемости) адаптированной к возрастным особенностям школьников была оценена степень их психологической близости, способствующей легкости взаимодействия.

Шкала приемлемости была представлена следующими утверждениями: “Я способен принять представителя другой национальности в качестве: жителей нашего города, одноклассников соседей, друзей, близких родственников”.

Было выявлено, что каждый школьник, независимо от этнической принадлежности в той или иной форме сталкивался с негативными явлениями в сфере межнациональных отношений. Как показывает практика, именно межэтнические отношения, как один из аспектов социализации личности долгое время не принимался во внимание в практике школьного образования. Это привело к тому, что в современной школе затруднена межэтническая коммуникация.

Была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование межэтнической толерантности у младших школьников.

Задачи программы:

1. Способствовать формированию этнического мировоззрения, осознанию этнопсихологических особенностей, обуславливающих активизацию позитивных межэтнических отношений через ознакомление с культурами разных народов.
2. Формирование социального взаимодействия школьников с позиций межэтнической толерантности.
3. Формирование коммуникативно-поведенческой сферы школьников в аспекте позитивного межэтнического взаимодействия.

В основу программы были положены следующие принципы:

1. Принцип субъективности.
2. Принцип адекватности.
3. Принцип индивидуализации.
4. Принцип рефлексной позиции.
5. Принцип создания толерантной среды.

При реализации программы использовались следующие методы:

метод убеждения, метод внушения, метод стимулирования и мотивации, методы требования и упражнения, метод коррекции поведения, метод воспитывающей ситуации, метод социальной пробы (испытания), метод рефлексии.

Метод убеждения использовался при воздействии на ителлектуальную сферу.

Развитием метода убеждения является самоубеждение.

Метод внушения применяется при воздействии на эмоциональную сферу ребенка.

Метод внушения реализовывался через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.

Метод стимулирования один из способов воздействия на мотивационную сферу, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.

В результате стимулирования толерантного поведения формируется устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей.

Методы требования и упражнения использовались для формирования волевой сферы.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности. Наиболее гуманно применять требования и упражнения в игре.

Метод коррекции поведения использовался для воздействия на сферу саморегуляции и был направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Метод воспитывающей ситуации – это метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях, т.е. в ситуациях, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить проблему выбора способа отношений с другими людьми.

Метод социальной пробы (испытания) как метод самовоспитания реализуется при создании условий для возникновения ситуации и условий для самостоятельного ее решения ребёнком. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Метод рефлексии формирует сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями.

Использованные приёмы воспитания толерантности можно разделить на три группы:

1. Приёмы, направленные на организацию деятельности детей в классе.
2. Приёмы, направленные на организацию диалоговой рефлексии.
3. Приёмы, в которых используется содержание литературных произведений, кинофильмов и т.д.

Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

В процессе реализации программы были проведены следующие мероприятия:

1. Система бесед.
2. Система игр.
3. Праздники.
4. Подготовка бесед, игр, праздников.

Для характеристики уровня толерантности использовались следующие показатели:

1. Знание народов проживающих на территории РФ.
2. Значимость этнической принадлежности в структуре самоиндетификации.
3. Отношение к народам проживающим на территории РФ.

Результаты исследований проведённых к концу первого года реализации программы показали, что:

1. Знание народов проживающих на территории РФ возросло почти в два раза (теперь учащиеся называли 21 народность, а при первичном обследовании – 11).
2. Значимость этнической принадлежности увеличилась в четыре раза (теперь её демонстрировали 16 учащихся, а при первичном обследовании только 4).
3. Теперь в отношении к разным народам РФ учащиеся демонстрировали более доброе отношение – в рисунках, выражающих их отношение к разным народам, использовали теплые тона: из предложенных 7 цветных и чёрного карандашей практически не использовали синий и чёрный.

Таким образом, исследования обнаружили, что по сравнению с первичными, значительно повысились показатели толерантности в классе.

Повышение показателей толерантности явилось индикатором эффективности коррекционно-развивающей программы формирования межэтнической толерантности у младших школьников.

Далее приведены некоторые приёмы, используемые для организации деятельности детей:

Приём "Эстафета". Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе её организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

Приём “Взаимопомощь”. Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Приём “Акцент на лучшее”. Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Приём “Ломка стереотипов”. Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры “Хочу быть миллионером”.

Приём “Истории про себя”. Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть её как маленький спектакль.

Приём “Общаться по правилам”. На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают “статус” всех его участников.

Приём “Общее мнение”. Учащиеся “по цепочке” высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует ввести соответствующие ограничения (требования) и перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Приём “Коррекция позиций”. Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).

Приём “Справедливое распределение” предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации “задавленной инициативы”, когда позитивные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь – добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

Приём “Обмен ролями”. Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Приём “Мизансцена”. Состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположения учащихся в классе в определённом сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Приёмы, используемые для организации диалоговой рефлексии.
Под диалоговой рефлексией мы понимаем диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приёмы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребёнком.

Приём “Ролевая маска”. Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Приём “Прогнозирование развития ситуации”. Во время беседы педагог предлагает высказывать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.

Приём “Импровизация на свободную тему”. Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определённый интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Приём “Обнажение противоречий”. Разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Приём предполагает четкое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Приёмы “Встречные вопросы”. Учащиеся, разделённые на группы, готовят определённое количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Приёмы, в которых используется содержание литературных произведений, кинофильмов и т.д.

Приём “Сочини конец истории”. Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Приём “Любимые книги товарища”. Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

Приём “Добрые слова”. Детям предполагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.).

Приём “Творчество на заданную тему”. Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.).

Приём “Киностудия”. Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.