Урок литературного слушания по программе "Школа XXI века" по теме: «Весна в литературе, музыке и искусстве. Георгий Скребицкий. "Жаворонок"». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Основные задачи:

  • Выявление круга начитанности учащихся, закрепление литературоведческих понятий художественных произведений, формирование читательских умений.
  • Развитие навыка чтения, развитие речи, развитие уровня владения определенной системой навыков и умений работать с книгой, обогащение речи выразительными средствами языка.
  • Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.

Оборудование урока:

  • Модель обложки, заместители жанров.
  • Выставка книг о весне.
  • Книги-самоделки.
  • Карточки для индивидуального чтения.
  • Музыкальное оформление.
  • Пиктограммы.
  • Жетоны для отвечающих.

Оформление доски:

  • Тема урока.
  • Эпиграф.
  • Модели обложек (маленькие).
  • Рубрика “С днем рождения!”
  • Модель рассказа Г. Скребицкого “Жаворонок” (заместители жанров)

I. Всесторонняя проверка знаний

– В начале урока совершим путешествие в мир литературы и перелистаем страницы известных произведений.

Страница 1.

– Узнайте произведение по прочитанному отрывку.

– Назовите фамилию автора и заглавие.

  • “Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. (А. Чехов “Весной”)
  • “Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?” (Г. Скребицкий “Весна – художник”)
  • “Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь?” (Н. Сладков “Проталина”)

Страница 2.

А сейчас назовите героев произведения. (Диалог по ролям.)

– Дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет! Осунулся и почернел!
– Плохи дела, – испаряюсь… (Снег и Ветер)

Страница 3.

– Подумайте…

Какие произведения соответствуют данным моделям?

(Дети называют произведения, соответствующие данным моделям.)

– Что объединяет данные произведения?

Ответы учащихся:

– Эти произведения о природе, о весне.

– А как называет А.С.Пушкин это время года в стихотворении “Гонимы вешними лучами”?

Ответы учащихся:

– Пушкин называет весну – утром года.

– Как называется данный прием в литературе?

Ответы учащихся.

II. Знакомство с новым произведением

– А сейчас приоткроем дверь в мир музыки, литературы и искусства (звучит музыкальный отрывок Чайковского “Песня жаворонка”).

– Покажите свои чувства в движении.

– Покажите с помощью пиктограмм настроение, которое вызвал у вас этот музыкальный отрывок.

– Попробуем пронести это светлое жизнерадостное настроение через весь урок. Ведь эпиграфом к сегодняшнему разговору являются строки Баратынского, прочитаем их хором:

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон…

– А тема урока звучит так: Весна в литературе, музыке и искусстве. Георгий Скребицкий “Жаворонок”.

– А теперь сравните музыку и следующие строки.

(Учитель читает текст.)

III. Определение жанра и темы произведения

– Понравилось ли вам это произведение?

– Что вы услышали?

– Подходит ли данная модель к прослушанному произведению?

(Учитель ставит проблему, которую дети должны решить и доказать.) Почему не подходит?

– Назовите произведения и фамилию автора?

– Помогите заполнить таблицу-схему:

Произведения о природе

– Скребицкий
– Пришвин
– Ушинский
– Сладков
– Жуковский
– Пушкин
– Тютчев

– Спасибо!

IV. Работа с текстом

  • 1 абзац. Как описывает автор восход?
  • 2 абзац. Прочитайте, как появляется жаворонок?
  • Последний абзац. С чем Скребицкий сравнивает жаворонка?

V. Работа в тетради по литературному чтению под руководством учителя.

VI. Литературно-творческая работа

Учитель: Закройте на мгновение глаза… (Звучит музыка). Представьте чистое, ясное небо. Легкие облака. Из-за дальнего леса медленно поднимается солнце, освещая поля, леса и пригорки розовым цветом. Вдруг с одного из таких пригорков взлетает небольшая серенькая птичка и оттуда, с голубой высоты льется на землю радостная, звенящая песня. Прислушайтесь… Тихий звон капель, журчание хлопотливого ручейка и еще что-то такое светлое… Представили?
Я не буду спрашивать. Пусть это будет тайной, которая позже откроется для всех.

(Дети начинают рисовать иллюстрации к данному произведению.)

Показ удачных работ. Когда дети заканчивают иллюстрировать, учитель просит их: “Подойдите ко мне! Модель обложки готова!”

– С каким произведением познакомились?

– Кто написал его?

– Какие еще произведения Скребицкого вы помните?

– О чем пишет Скребицкий?

– Назовите писателей, поэтов, которые пишут о природе? Поприветствуем модель книги. С днем рождения, очередная самоделка!

VII. Работа по группам

Проверка творческого домашнего задания.

Театрализованное представление.

1 группа. Инсценировка отрывка произведения М.Горького “Воробьишко”.

Воробьишко: Что такое мир и годится ли он для меня? А зачем деревья качаются?
(Человек проходит мимо).
Воробьишко: Ой! Ой! Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались…
Мама-воробьиха: Это человек, они все бескрылые.
Воробьишко: Чушь! Все должны иметь крылья!

2 группа. Самоделки.

Дети выходят к доске с самоделками в руках. Их номер объявляется так: "Под парусом весны весенние этюды". Дети читают собственные мысли, называя произведение (заглавие, автора).

Например: “Проталинки – это островки новой жизни…” Николай Сладков, “Проталина”.
Или
“Цветок идущий к нам по снегу, – Простой цветок,
Но сколько он несет.” Э. Шим “Чем пахнет весна”.

3 группа. Произведение фольклора.

Дети в русских народных костюмах выступают с собственным произведением.

Ходи хоровод
В честь веселой, именитой
Нашей матушки – Весны,

Закличка “Веснянка”

Приходи весна, весна красная,
Приходи Весна, весна с радостью!
Ой-люли-люли, приходи!
Солнце ясное взойди,
Тысячу людей освети.
Неудачу – в XXI век – не пусти!
Ой – люли, не пусти!

VIII Домашнее задание

Задание по уровням.

  • Выразительное чтение рассказа (слабый уровень).
  • Наизусть – понравившийся отрывок (сильный уровень).

VIII Итог урока

– Урок подошел к концу. Мы постарались раскрыть тему весны в литературе, музыке и искусстве. Пусть каждый унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи апрельского солнца и мартовскую песнь заливистого жаворонка.

Всех присутствующих угощаем печеньем “Жаворонки”.