Открытый урок по математике на тему: "Задача и ее части". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с понятием “задача”,
    • рассмотреть части задачи (условие, вопрос и их взаимосвязь),
    • рассмотреть отличие задачи от текста.
  • Развивающие:
    • формировать у учащихся умение выделять главное, сравнивать и обобщать,
    • развивать познавательные интересы и мыслительную активность ребят.
  • Воспитательные: воспитывать чувства сопереживания и взаимопомощи.

Оборудование: индивидуальные карточки с задачами, замочки, домики, королева Задача, карточки с названием частей задачи, напечатанные цели урока, тексты задач в виде человечков.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Здравствуйте, проверьте, готовы ли вы к уроку. Сегодня у нас необычный урок, потому что к нам в гости пришла королева царства Задач. В ее владениях прошел ураган. Посмотрите, какой беспорядок! Нужна помощь. Кто готов оказать ее?

II. Устный счёт

– Но ворота королевства закрыты на замки. Ключи к ним – наши знания. Будьте внимательны, перед вами лежат карточки с цифрами, слушайте вопрос и поднимайте нужную из них. Если ответ правильный, то замок открывается. Готовы?

  1. Я загадала число 8, а королева Задача на 3 больше. Какое число она загадала?
  2. У зайца было 7 больших и 7 маленьких морковок. Сколько всего морковок было у зайца?
  3. Мишка утром съел 10 бочонков с медом, а вечером на 5 бочонков меньше. Сколько бочонков он съел вечером?
  4. На сколько 12 больше 7?
  5. На сколько 8 меньше 16?
  6. Перед нами было 7 замков. 5 из них мы уже открыли. Сколько замков нам осталось открыть?
  7. В вазе было 11 роз. 6 из них – красные, а остальные – белые. Сколько белых роз в вазе?

– Молодцы, все замки открыты. Знания, которые вы показали помогут нам быть готовыми к оказанию помощи королеве. И так, вперед!

III. Постановка целей и задач

– Мы здесь с вами находимся для того, чтобы: разобраться и понять, что такое задача в математике? Чем задача отличается от текста.

IV. Новый материал

– И вот первые жители королевства Задача.

Маша нашла 7 грибов, а Миша на 3 гриба меньше. Маша нашла 7 грибов, а Миша 3 гриба.

– Познакомимся с ними? Что на них написано? Будут ли они задачами? Чего же им не хватает? Попробуйте добавить свои вопросы, чтобы превратить их в задачи. Ой, смотрите, один домик в королевстве встал на свое место, потому что мы узнали, что обязательно должно быть в задаче. Это – вопрос (домик с надписью "Вопрос" переворачиваю). А вот и следующие жители.

Сколько всего учеников в классе? На сколько больше пирогов съел Карлсон, чем Малыш?

– Как вы думаете, это задачи? Почему, ведь есть вопрос? (Не можем, так как нет данных.)
– Попробуем придумать свое условие. Вот и второй домик занял свое место. Он называется условие. Во и еще одна часть задачи нашлась.

V. Физминутка. Первичное закрепление.

– А теперь перед нами следующее испытание: у вас на партах лежат карточки, соберите задачи.

Ежик собрал 8 шишек, а белочка на 3 шишки больше. Сколько шишек собрала белочка?
Бабушка испекла 6 пирожков с мясом и столько же с рисом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?
У причала стояло 15 лодок. 5 из них уплыло. Сколько лодок осталось у причала?

– Кто может рассказать, из каких же частей состоит задача? Получились ли у нас задачи? Сколько их? Проверим.

Учащиеся зачитывают и решают задачи устно.

– Можем ли мы ответить на вопросы? Как ответим?

– Скажите, а для чего нам нужны задачи? (Чтобы их решать.)

– Значит, если есть задача, ее надо решить. Вот и третий домик на месте. Это решение. А для чего надо решать задачу? (Чтобы ответить на вопрос.)

– Вот и последний домик вернулся на место. Теперь мы знаем о задаче все.

На одной тарелке было 3 огурца, на другой 4. Сколько всего помидоров было на 2 тарелках?

На доске появляется текст.

Здравствуй, Задача!
Или может я поторопилась, назвать этого жителя задачей?
Ребята, помогите мне.

– Правильно, условие с вопросом должны быть связаны по смыслу. (На доску вывешивается веревка, связывающая условие с вопросом.) Попробуем исправить вопрос и решить задачу.

– Если мы повстречаем задачу, её надо будет решить и дать правильный ответ. Сейчас мы потренируемся записывать задачу, ведь порядок в королевстве мы уже навели.

VI. Работа с учебником и тетрадями

– Запишите число, классная работа. Откройте учебники на стр. 51 № 130.
Прочитаем текст. Задача ли это? Маша и Миша предлагают разные решения. Как нам разобраться, что нам поможет? (Схема.) Обозначим все деревья отрезком. Есть ли в задаче целое? Части? Сколько кленов, а лип? Какое решение выбираем? Как полно ответить на вопрос? Запишем в тетрадь.

VII. Самостоятельная работа

– Ребята, мы с вами решали задачи, разобрались, из каких частей они состоят. Сейчас вы самостоятельно определите, задача это или текст, а дома вам надо будет решить и записать эти задачи в тетрадь. (Учитель раздает карточки.)

В букете 7 красных роз и 4 желтых. Сколько красных и желтых роз в букете? В новогоднем подарке было 6 апельсинов и 8 яблок. Сколько всего фруктов было в новогоднем подарке?
В букете 7 красных роз и 4 желтых. Сколько красных роз в букете? В новогоднем подарке было 6 апельсинов и 8 яблок. На сколько яблок было больше, чем апельсинов?
В автобусе 16 мест. Из них 8 мест занято детьми. Сколько свободных мест в автобусе? В коробке лежало 12 больших пуговиц, а маленьких – на 2 меньше. Сколько маленьких пуговиц лежало в коробке?
В автобусе 16 мест. Из них 8 мест занято детьми. Сколько мест занято детьми? В коробке лежало 12 больших пуговиц, а маленьких – на 2 меньше. Сколько ниток лежало в коробке?
У Пети 7 самолетиков, 4 из них он подарил другу. Сколько самолетиков осталось у Пети? В коробке 8 карандашей. Из них 5 красных, а остальные – синие. Сколько синих карандашей в коробке?
У Пети 7 самолетиков, 4 из них он подарил другу. Сколько самолетиков Петя подарил другу? В коробке 8 карандашей. Из них 5 красных, а остальные – синие. Сколько желтых карандашей в коробке?

VIII. Подведение итогов

– Все ли учебные задачи мы с вами решили? Будет ли королева нами довольна? Давайте уверенно назовем части задачи. Я надеюсь, что приобретенные знания помогут вам не только в математике, но и в жизни. Я верю, что вы обязательно протянете руку помощи своему ближнему. А королева Задача будет сопровождать нас и на следующих уроках. Вместе с ней мы раскроем много тайн.
До встречи. Путешествие окончено.