Урок математики в 4-м классе по теме: "Решение задач с именованными числами"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Совершенствовать умение решать задачи разных видов с именованными числами, знание соотношений единиц измерения величин.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Развитие внимательности, доброжелательности.

Оборудование:

  • Таблицы для устного счета.
  • Таблица краткой записи задачи.
  • Карточки с задачами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

– Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием ученые обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы один знак – мелочь, но она могла обернуться катастрофой.

– Как вы думаете, почему я рассказала вам об этом? (Чтобы мы не делали ошибок, чтобы были внимательными, когда считаем, надо проверять себя когда считаешь.)

– Нашими помощниками будут:

ЗНАНИЯ УМЕНИЯ СТАРАНИЯ

3. Математическая разминка.

1. Вычислить:

– Какие примеры самые простые?

– Какой пример самый трудный?

2. Назовите примеры, у которых одинаковый прием вычислений.

4. Работа над задачами.

а) Записать только ответы.

  1. Купили 4 книги по 5 руб. и столько же блокнотов по 3 руб. Сколько денег заплатили за покупку?
  2. Центнер меда разложили в банки по 2 кг в каждую. Сколько банок потребовалось?
  3. Кипа хлопка весит 2 ц. Сколько таких кип можно положить на 5-ти тонный грузовик?
  4. Что тяжелее и на сколько 1т риса или 7ц пшена?
  5. Площадь участка 200 кв.м . Длина 20м . Чему равна ширина участка?

б) Прочитайте задачу, составьте краткую запись.

С одной пасеки получили от 24 ульев по 27 кг меда. С другой пасеки от 26 ульев по 28 кг меда. Пчелам оставили 1/8 всего этого меда. Сколько кг меда оставили пчелам?

– Что показывает число 24, 27, 1/8.

– Что надо узнать в задаче?

– Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

– Что надо знать, чтобы найти сколько кг меда получили всего?

– Сможем ли мы узнать сколько кг меда получили с 1-й и со 2-й пасеки?

– Запишите решение задачи по действиям.

Проверка: Что узнавали в 1-ом действии? Во 2, 3, 4 действиях?

– Дополните задачу и измените вопрос задачи. (Сколько кг меда отправили в магазин?, Сколько банок меда получилось?)

– Изменится ли решение задачи?

5. Самостоятельная работа в группах.

У каждой группы карточка с задачей.

– Прочитайте задачу. Решите записывая по действиям (1-й ученик – 1 действие, 2-й ученик – 2 действие и т.д.).

1-я группа решает задачу: Один рабочий работал 5 дней, а другой 7 дней. Первый рабочий заработал на 80 рублей меньше. Сколько рублей заработал каждый?

2-я группа решает задачу: С одного участка собрали 25 мешков лука, а с другого 19. Со второго участка собрали на 360 кг меньше. Сколько килограммов лука собрали с каждого участка?

3-я группа решает задачу: В одном мешке 54 кг муки, а в другом 72 кг. Муку рассыпали в пакеты. Из первого мешка получилось на 6 пакетов меньше. Сколько пакетов муки заготовили из двух мешков ?

Проверка: ответы записаны на доске.

6. Работа по учебнику.

– Прочитайте задачу. Стр 54, № 276. Составьте схему задачи.

Разбор и решение задачи.

– Не меняя вопроса задачи измените условие, усложнив ее.

– Решите задачу, записав ее выражением.

7. Работа в парах. Составление обратных задач.

– Прочитайте задачу. Решите ее и составьте обратные задачи.

Примерные задачи для работы в парах:

  • Один прямоугольный участок имеет длину 36 м, а ширину 20м. Найдите ширину другого участка с такой же площадью, если его длина на 6см меньше длины первого участка.
  • Два прямоугольных участка имеют одинаковую площадь. Длина 48м, ширина 30м. Чему равна длина второго участка, если его ширина на 6м больше ширины первого участка?
  • Длина коридора 24м, ширина в 3 раза меньше. Чему равна площадь коридора?
  • Окно имеет форму прямоугольника. Высота окна 2м, ширина 1м2дм. Чему равна площадь окна?

Проверка: проверить работу 1-й или 2-х пар.

8. Итог урока.

– Мы постарались и хорошо поработали на уроке. Наши помощники помогли нам.

– Какие виды работ выполняли на уроке?

– Какой вид работы понравился больше всего?

– Что было самым трудным?

9. Домашнее задание.