Классный час для 6-х классов по теме: "Путешествие в мир химии"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Цель:

Пробудить у учеников интерес к предмету “ХИМИЯ”, помочь подготовиться к изучению химии в 7 классе.

Задачи:

  1. Образовательная: расширить знания учащихся об истории развития химии.
  2. Развивающая: через химические опыты расширить представление о химии, как о науке.
  3. Воспитательная: эстетическое воспитание, основанное на приведенных примерах в стихах.

Оборудование: В зависимости от выбранных учителем занимательных опытов.

Для проведения мероприятия привлекаются учащиеся старших классов.

Ход мероприятия:

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Вам кажется, что вы пришли в кабинет такой же, как и все остальные. Нет, это самый удивительный кабинет нашей школы. Экскурсию для вас проведут учащиеся старших классов.

ВЕДУЩИЙ 1: (Читает стих Е.Ефимовского)

Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
Дым- легкий, а скала тверда.
Что значит “лёд”, а что “вода”?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
Бумага не горит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите- так взвесьте.
Открытый путь- нелёгкий путь.
Но человеку - не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шёл вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется в перёд.

ВЕДУЩИЙ 2: А как же всё начиналось? Давайте представим, что мы с вами оказались в первобытном обществе. Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево, и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт “Самовозгорание костра” (см. Приложение 1. Опыт № 1).

ВЕДУЩИЙ 1: Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу. Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо. А мы покажем вам платок, который нельзя сжечь. (См. Приложение 1. Опыт № 2).

ВЕДУЩИЙ 2: Переключим канал времени. И вот мы с вами в Древнем Риме, во дворце императора. Цари и императоры всех времён и народов хотели быть богатыми. И тут к ним на помощь пришли алхимики.

По запаху, по нищенской одежде
Узнаете алхимика вы прежде,
Чем слово молвит. Если же их спросят,
Зачем они такие тряпки носят,
Они тотчас вам на ухо зашепчут,
Что так секрет они сокроют крепче
И что, мол, если б их подстерегли,
Они бы жизни не уберегли.
Так и дурачат разных простаков.
Эх, вспомнить тошно, что и сам таков!

ВЕДУЩИЙ 1: (Читает стих Е.Ефимовского)

Алхимики считали, что ртуть – в любом металле…
Алхимики мешали буру и купорос.
Мешали вместе с глиной толчёный рог козлиный,
Пять перьев петушиных, один крысиный хвост.
Всё в печке обжигали, а после возгоняли
И снова очищали, добавив волчий ус.
И, выпарив искусно, рассматривали сгусток,
И падали без чувства, попробовав на вкус.
Надеялись случайно раскрыть Природы тайну…
Нашли мышьяк и фосфор. А это чем не клад?
За хитрые приборы, кислоты и растворы
Все химики алхимикам спасибо говорят!

ВЕДУЩИЙ 2: Алхимики проводили много времени в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Они пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали алхимиков во дворцах, чтобы они получали для них золото. Мы покажем вам опыт “Превращение воды в золото”. (См. Приложение 1. Опыт № 3)

Воды у нас много и наше золото никогда не иссякнет. А ещё алхимики могли обманывать императора, показывая ему человека, которого император хотел казнить, истекающим кровью, а потом под покровом ночи вывести его и спрятать.

ВЕДУЩИЙ 1:

Оперирую без боли, правда, будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы всё было стерильно.
Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент.
Посмотрите: прямо струйкой кровь течёт,а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!

(Необходимые реактивы: роданид калия или аммония и растворимая соль трехвалентного железа, свежеприготовленный раствор фторида натрия. Опыт проводится поэтапно, каждый раз с проговариванием слов стихотворения:

1,2, 3-я строчки- смачивается рука раствором соли трёхвалентного железа – она немного желтовата, поэтому в стихотворении названа йодом.

4-я строчка – нож или скальпель смачивается в растворе роданида калия или аммония и тупой стороной проводится по руке.

5-я строчка - в результате взаимодействия образуется ярко красная жидкость.

6-я строчка - чтобы удалить реактивы, руку вытирают свежеприготовленным раствором фторида натрия.)

(См. Приложение 1. Опыт № 4)

ВЕДУЩИЙ 2: Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах. Но не все из них были шарлатанами, многие были настоящими учёными. (См. Приложение 2. Историческая справка.)

ВЕДУЩИЙ 1: Но науку запретить нельзя, поэтому учёные отбросили от слова “алхимия” приставку

“ал-”, и получилось новое название “Химия”. И вот наша машина времени доставила нас с вами в XXI век. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и больнице обязательно работают химики, лаборанты, исследователи. Вот и мы с вами находимся в кабинете, где можно творить чудеса.

ВЕДУЩИЙ 2: Попрошу выйти одного мальчика. Хочешь, я сделаю тебе моментальную фотографию?

Вот лист бумаги. Держи его крепче, а я брызну на него волшебной жидкостью из пульверизатора. Посмотри, какой симпатичный портрет получился! (См. Приложение 1. Опыт № 5).

ВЕДУЩИЙ 1: Многие из вас любят сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается из кокона Чужой или просто Змей Горыныч. (См. Приложение 1. Опыт № 6).

УЧИТЕЛЬ: “Что? Почему? Зачем? И где?” Эти вопросы сопровождают каждого человека, который желает достичь определённого роста в своём развитии. И если вы, ребята, хорошо усвоите математику, физику, естествознание, то обязательно попадёте в этот удивительный мир химии и научитесь сами выполнять чудесные опыты.

ВЕДУЩИЙ 1:

“Перемена! Перемена! Заливается звонок.
Наконец- то он закончен, надоедливый урок!
Дёрнув серу за косичку, мимо магний пробежал.
Йод из класса испарился, будто вовсе не бывал.
Фтор поджёг случайно воду, хлор чужую книжку съел.
Углерод вдруг с водородом невидимкой стать успел.
Калий, бром в углу дерутся: не поделят электрон.
Кислород- шалун на боре мимо проскакал верхом”.

УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие в мир химии. А на память о нём мы хотим вручить вам Памятку-указ о правилах поведения в кабинете химии. (См. Приложение 3. Памятка-указ).

Литература.

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя.- 2-е изд.,испр.-М.:Просвещение,1995.
  2. Аликберова Л.Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС,1999.
  3. Газеты “Химия” - приложение к “1сентября”. 1990-1993.
  4. Малышкина В. Занимательная химия.- Санкт - Петербург, “Тригон”,1998.
  5. Ольгин О. Опыты без взрывов. Изд. второе, переработанное.- М.: Химия, 1986.
  6. Химия: Проб. учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.С.Гузей, В.В.Сорокин, Р.П.Суровцева.- М.: Просвещение,1995.