Урок математики во 2-м классе по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел столбиком"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с приемом сложения и вычитания двузначных чисел в столбик без перехода через десяток с использованием математических моделей.
  2. Совершенствовать умение решать задачи изученных видов.
  3. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  4. Прививать интерес к предмету.

Оборудование урока: математические модели, записи примеров на листах (тесты), опорные слова, решение задач – опоры. Сигнальные карточки

- “правильно”

Рисунок 1.

- “не согласен”.

Рисунок 2.

Модели (разноцветные прямоугольники, треугольники), учебник “Математика”, автор Аргинская.

I. Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

б) Скоро у нас праздник Новый год. Мы получим подарки, новогодние поздравления. Но, наверное, самый лучший подарок - это компьютер. Представьте себе, что наша доска – это экран компьютера.

Попробуем включить.

- Ты любишь Новый год?

Компьютер ответил 1, а мы да.

Доска

Рисунок 3.

- А вы хотите остаться без подарка?

Компьютер ответил 0, а мы нет.

Доска

Рисунок 4.

Мы теперь знаем, как отвечает компьютер. А теперь вы попробуйте отвечать на мои вопросы языком компьютера.

II. Актуализация знаний.

Я называю числа и указываю, сколько в этом числе десятков. Ваша задача – определить правильно ли я называю это количество (?)

1 учащийся у доски.

  • 0 –нет
  • 1- да

- В числе 25 – 5 десятков? 0

- В числе 13 – 1 десяток? 1

- В числе 54 – 5 десятков? 1

Я называю числа и указываю, сколько в этом числе единиц. Ваша задача – определить правильно ли я называю это количество (?)

- В числе 18 – 8 единиц? 1

- В числе 37 – 3 единицы? 0

- В числе 26 – 6 единиц? 1

А теперь речь пойдет и 0 десятков и о 0 единиц. Будь внимателен класс!

- В числе 35 – 5 десятков? 0

- В числе 17 – 1 единица? 0

- В числе 45 – 4 десятка? 1

- В числе 54 – 4 единицы? 1

Рисунок 5.

Проверим. Сообщите свое мнение (сигнал). Если вы правильно дадите характеристику этому числу, то узнаете , кто пришел в гости к вам. (1 учащийся – отвечает, а остальные - помогают)

Сегодня к вам в гости пришли… (переворачиваем лист с “54”)

Рисунок 6.

Гости приходят с подарками. Как вы думаете, что они могли принести в подарок? (треугольник и прямоугольник)

 

Рисунок 7.

- Каждому мешку они дали свое название.

- Какое?

Значит, каждый прямоугольник – это какое-то количество десятков, а каждый треугольник, это сколько-то единиц.

А третий мешок я приготовила

Рисунок 8.

- Когда получаем правильный ответ, мы улыбаемся, поэтому я выбрала такой символ.

Я высыпала подарки на подставку. Пусть нас порадуют.

III. Открытие нового знания.

Ребята, компьютер выдал нам информацию.

Доска.

Рисунок 9.

Запишите эти выражения в тетрадь, и найти их значение. (можно совещаться в паре).

Цифры вспомнили, что они не сделали нам подарка и убежали. Как быть?

(Есть два мешочка с разрядом единиц и десятков. Как мы можем использовать эти модели?)

8 человек к доске (пары). (Учитель)

Рисунок 10.

Рисунок 11.

Рисунок 12.

Рисунок 13.

- Каждое правило мы использовали для сложения этих чисел?

- А для вычитания?

- Почему мы делаем разные действия, а связал их компьютер веревочкой одного цвета?

(действия выполняются с единицами, действия выполняются с десятками)

- А вот и цифры вернулись.

На доске карточка

Рисунок 14.

- Один ученик решает пример с подробной записью.

Класс.

- Посмотрим модель решения этого примера. (1 учащийся – отвечает, а остальные - помогают)

Рисунок 15.

- Какое действие выполняли?

- Как складывали? (1 учащийся – отвечает, а остальные - помогают)

в) Вы любите урок физкультуры? К доске вызываются 2 мальчика и 2 девочки, подводим к моделям.

Рисунок 16.

- Что общего есть в математике, и как они стоят?

- Возьмите свои модели

- … и … - вы число 45

… и … - вы число 54

Дети, кого мы объединили? (М с М и Д с Д)

На первый – второй рассчитайся!

В две шеренги стройся.

Зафиксируем их положение с помощью моделей.

Рисунок 17.

Мы находим сумму чисел как? (в строчку) А теперь, как дети стоят? Также? (по – другому, в шеренгу, в рядах, следовательно, в столбик)

- Чего у нас не хватает в записи? (результата, +, =)

Если мы продолжим ряды, то к мальчикам кого надо поставить? (А это у нас десятки)

- А к девочкам? (А это у нас единицы)

Где удобнее поставить “+”, а где “=”, в математике “=” заменяется одной чертой.

Доска

Рисунок 18.

Дети стояли в шеренге, и мы нашли сумму этих чисел, как (Сергей, Петя….?)

- А теперь мы расставили числа по-другому. Как? (в столбик).

Значит, можно ли числа 45 и 54 сложить в столбик? (да)

Доска

Рисунок 19.

Запишем в тетрадь.

- Как записаны числа?

- Уточните (единицы под единицами)

(десятки под десятками)

- Где поставили “+”?

- Где заменили “=”?

С чего начинаем сложение? (Правило: девочек пропускаем вперед)

Что получим?

Где запишем?

Сравним новую запись с записью старой. (отличается только расположением чисел)

Вспомните, мы складывали при сложении и вычитании единицы веревочкой одного цвета, а десятки – другого.

- Можем ли мы воспользоваться этим для построения модели на вычитание двух чисел в столбик?

- Что изменим? (“+” на “-”)

Рисунок 20.

Заменим наши модели цифрами.

Рисунок 21.

- Как записаны числа?

- Уточните (единицы под единицами)

(десятки под десятками)

- Где поставили “-”?

- Где заменили “=”?

С какого разряда начинаем считать?

Итог:

Как мы вспомнили сложение и вычитание? (по - разрядно)

С чего начинаем счет.

Запишем в столбик
Сумму, разность по-разрядно
Рационально и наглядно.
Считать не ленись
Начинай счет с единиц.

- Дети вы догадались, какая тема нашего урока?

Открываем доску: “Сложение и вычитание в столбик двузначных чисел”

IV. Закрепление изученного материала (работа в группах на листах).

Обведи нужный объект кружком. (Приложение1 и Приложение 2.)

А) Какие ошибки нашли?

Б) Правильный ответ?

Учитель пишет на доске, а дети в тетрадь

 

Рисунок 23.

Рисунок 24.

Домашнее задание: №160(5) – Что будем делать?

А теперь №162. Что здесь написаны? (Задачи)

1в,1з, 2в-2з.

Мы ее не будем решать в классе. Но, если вы будете внимательны при выполнении моего задания, то домашняя работа не вызовет у вас затруднения.

V. Решение задачи

Белка запасла в одном дупле 12 орехов, а в другом 27 орехов.

Можно ли эту запись назвать задачей? Что нужно сделать, чтобы текст стал задачей?

- Составьте с каждой из этих записей вопрос. (В паре)

Рисунок 25.

Почему не использовалось слово “Осталось”?

“Сколько всего запасла орехов белка?”

“На сколько меньше орехов в 1 дупле, чем во 2?”

“На сколько больше орехов в 2 дупле, чем во 1?”

Тот, кто первый решил задание, выбирает действие на дополнительном столике и прикрепляет его к доске.(Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)

- Ваше мнение.

Мы записали это действие в строку, а есть запись сложения и вычитания в столбик.

Математики договорились, что решение задач будем писать в строку, а если необходимо произвести с этими числами действие, то их можно будет записать ниже в столбик.

Итог урока

Рефлексия:

- Какую цель поставили?

- Достигли ее?

- Ч то нового узнали на уроке?

- С каким настроением уходим. (Дети показывают карточки)

 или  

Рисунок 26.