Урок по русскому языку в 3-м классе по теме: "Род имен существительных. (Закрепление)"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать умение определять род имен существительных в тексте; повторить ранее изученный материал; расширять словарный запас учащихся.
  2. Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение обобщать и делать выводы.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: опорные таблицы “Имя существительное”, “Род имен существительных”, картина “У кормушки”, сигнальные карточки (красный – зеленый), карточки с разноуровневым заданием.

1 вариант 2 вариант
Расположите данные предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

Каждое утро мальчик насыпал в кормушку зерно.

Серёжа смастерил кормушку для птиц.

Со всех сторон слетались воробьи и синички.

Он повесил её на ветку берёзы.

Из слов каждой группы составьте и запишите предложения.

Серёжа, для, кормушку, птиц, смастерил

Он, на, берёзы, её, повесил, ветку

В, каждое, зерно, мальчик, утро, насыпал, кормушку

Со, слетались, всех, синички, сторон, воробьи, и

Ход урока

1. Организационный момент.

У. – Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал, поговорим о таком прекрасном времени года, как зима.

- На этом уроке вы побываете корректорами, фантазерами и писателями.

- А начнем наш урок с занимательного задания.

2. Словарная работа.

У. Отгадайте слова. Отгадки запишите в столбик. (1 ученик работает у доски)

- Сильный ветер со снегом. (Метель).

- Это слово является антонимом к слову “грусть”. (Веселье”).

- Движение, поток воздуха. (Ветер).

- Это слово является корнем слова “похолодало”. (Холод).

У. Прочитайте слова, которые вы записали.

- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

- Какие части речи вы еще знаете? Приведите примеры, образуя родственные слова от данных имен существительных.

- Сделайте звуко - буквенный анализ слова “метель”, указав над ним количество букв и звуков.

Проверка.

Д. В слове метель - 6 букв и 5 звуков, т. к. мягкий знак звука не обозначает.

У. – Что общего в этих словах?

Д. Безударная гласная в корне слова.

У. - Какое слово среди данных будет “лишним”? Почему?

Д. “Лишним” будет слово ветер, потому что в нем непроверяемая безударная гласная в корне. Это словарное слово.

У. – Как проверить безударную гласную в корне слова?

Д. Надо подобрать проверочное слово так, чтобы эта безударная гласная стала ударной.

У. Устно докажите написание безударных гласных в этих словах.

Д. В слове метель безударная гласная в первом слоге. Проверочное слово – мёл. Ударная ё, значит, в слове метель напишем безударную е.

У. На какие группы можно разбить данные имена существительные?

Д. Данные имена существительные можно разбить на три группы по родам.

У. – Как определить род имени существительного?

У. Рядом, в скобках укажите род этих имен существительных.

Проверка.

3. Работа по теме урока.

а) Тема.

У. Сформулируйте тему урока.

У. Сегодня на уроке мы продолжим учиться определять род имен существительных.

- Давайте вспомним наш “секрет” различия рода имен существительных.

Д. (хором):

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило моё!

б) Подбор синонимов.

У. – Подберите синонимы к данным словам. Запишите их справа от записанных слов. Рядом укажите род.

Д. (1 ученик работает у доски)

Метель – вьюга, пурга

Веселье – радость, праздник

Ветер – пурга, буран

Холод – мороз

Проверка с помощью сигнальных карточек.

в) Работа над предложением.

У. Составьте предложения с одним из этих слов.

Запишем предложение. (лучшее из предложенных детьми).

Например: Сильный мороз сковал ледком лужу на лесной дорожке.

- орфограммы;

- главные члены предложения;

- части речи;

- род имен существительных.

г) Выборочное списывание.

У. - Какой темой можно объединить эти слова?

Д. Эти слова объединены темой “зима”.

У. - Назовите признаки зимы.

У. Зима – красивое время года.

- Как называют ее поэты, писатели?

Д. Поэты и писатели называют зиму волшебницей, художницей

У. Прочитайте текст, записанный на доске.

На доске:

Наступило морозное утро. В комнате на стекле появились удивительные узоры. Вот заблестела пушистая веточка, и распустился сказочный цветок. А это волшебное озеро. По нему плывет маленький лебедёнок. Красив снежный узор!

У. – О каком чуде в нем говорится?

- Что вы увидели?

- Кто из вас видел и рассматривал морозные узоры?

- Как можно озаглавить этот текст?

Д. Узоры на стекле. Морозные узоры.

У. Выпишите из текста имена существительные в форме единственного числа, распределив их в три столбика по родам.

3 уч - ся работают у доски.

Проверка.

Дополнительные вопросы для учащихся, работающих у доски:

М. р. – Назови мягкие согласные в слове цветок?

- Какие согласные всегда мягкие?

Ж. р. - С помощью какой части слова образовано слово “веточка”?

- Что такое суффикс?

Ср. р. – В какой форме стоит существительное “на стекле”? (в косвенной форме).

- Как определить род имени существительного в косвенной форме?

4. Физкультминутка.

5. Работа по развитию речи. Самостоятельная работа.

У. Зима – чудесная и веселая пора для вас, мальчишек и девчонок, потому что можно вдоволь покататься на санках, лыжах и коньках, поиграть в снежки. Но не всем зима приносит радость и веселье. Для некоторых это время серьезных испытаний.

У. – Как вы думаете, кому приходится трудно зимой?

Д. Птицам и зверям.

У. – Почему?

У. – Кто может помочь бедняжкам? Как? (Картина “У кормушки”)

Задание на карточках.

У. Прочитайте задание на карточках.

У. Что вам нужно сделать?

Д. Нам нужно из слов каждой группы составить предложения и записать получившийся текст.

Д. Нам нужно поставить предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

У. – Что такое текст?

Д. Текст – это группа предложений, которые связаны между собой по смыслу. Текст выражает законченную мысль.

У. - Какие правила написания текста вы знаете?

У. Запишите полученный текст. Озаглавьте его. Продолжите текст одним – двумя предложениями. Найдите имена существительные в форме единственного числа, укажите их род.

Проверка.

У. – Прочитайте текст, который у вас получился?

- Как вы его озаглавили?

- Назовите имена существительные м. р. ? Докажите.

- Назовите имена существительные ж. р. ? Докажите.

- Назовите имена существительные ср. р. ? Докажите.

У. Конечно, ребята, мы должны прийти на помощь нашим меньшим братьям. Иначе нам весну придется встречать без их звонких песен.

6. Итог урока. Рефлексия.

У. Наш урок подошел к концу.

- Что понравилось вам на уроке?

- Кто доволен своей работой на уроке?

7.  Домашнее задание.