Интегрированный урок по геометрии и истории на тему: «Использование знаний о культуре и быте славян при обобщении и систематизации сведений по теме : "Движение"»

Разделы: Математика, История и обществознание


Методическое обоснование урока.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение и систематизация сведений о видах движения и их свойствах;
  • обобщение и расширение сведений о быте славян и их культуре.

Воспитательные:

  • воспитание любви к истории России, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.

Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, развитие умения выделять главное, обобщать; развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.

Принципы обучения:

Дидактические:

  1. Систематичности и последовательности;
  2. Доступность (опора на знания учащихся);
  3. Индивидуализация обучения;
  4. Научности;
  5. Связь теории с практикой.

Оборудование урока (средства обучения):

  • Две доски, одна из которых магнитная;
  • Таблицы с видами движения;
  • Карта России;
  • Картины с бытом и культурой славян;
  • Карточки дифференцированных заданий (тесты);
  • Карточки с образцами заданий и правильными ответами для независимых экспертов. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, карточки личного учета.

Методы контроля учебной деятельности на уроке:

  1. Устный и письменный;
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.
  3. Итоговый контроль.

Ход урока

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Сообщение темы урока, плана работы на уроке обобщения и систематизации сведений по теме “Движение”.

2. Этап проверки домашнего задания.

Взаимопроверка отдельных номеров заданий учащимися по параллелям.

3. Этап всесторонней проверки знаний.

1) Два ученика за крыльями доски пишут предметы быта и одежды славян, остальные учащиеся по вариантам пишут тоже самое на местах.

Предметы быта Одежда
Огниво

Топор

Балясины

Лавка

Скамья

Горница

Сарафан

Риза

Рубаха

Понёва

Разнополка

Онучи

Лапоть

Поршни

Работа по выбору:

2) Раздается каждому ученику одна часть заготовки: для девочек – поневы, для мальчиков – рубаха.

Задание учителя: построить осевую симметрию второй части одежды.

4. Групповая работа.

1 группа: вспоминает, как располагалось жилище славян. Рисуют эскиз славянской деревни с расположением домов, пользуясь принципами симметрии и поворота.

2 группа: рассказывает об орудиях труда славян. Рисуют эскиз и показывают оси и центры симметрии.

3 группа: вспоминает об одежде славян, принципах вышивок и других украшений. Рисуют пример с использованием параллельного переноса.

5. Задание. Учащимся предложено вспомнить вид движения, который не упоминался на уроке и который тоже относится к симметрии. Сформулировать его определение и вынести на доску способ его построения и свойства (используя предмет быта славян).

Вопрос: можно ли считать, что этот вид движения все же упоминался на уроке? (Да, поворот на 180 градусов или -180 градусов).

6. Этап обобщения и систематизации знаний.

На магнитной доске размещены шаблоны с названиями видов движения и примерами из декоративной культуры славян.

Учащиеся в тетради составляют таблицу, а затем самый первый правильно выполненный вариант выносится на доску.

Вид движения Пример
Центральная

Симметрия

Осевая симметрия

Параллельный перенос
Поворот

Вывод делают сами ученики

7. Подведение итогов урока.

Учитель делает фронтальный обзор основных этапов урока. Оценивается работа учащихся с использованием карточек личного учета.

8. Информация и домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное:

  • если учащиеся получили оценку “5”, выполняют задание 1-3;
  • если учащиеся получили оценку “4”, выполняют задание 1-2;
  • если учащиеся получили оценку “3-2”, выполняют задание 1.

Задание 1. Нарисовать в тетради один из предметов одежды древних славян. Найти элементы симметрии.

Задание 2. Выполнить поворот на 90 градусов 4 раза фигуры флажок. Что получившийся рисунок вам напоминает?

Задание 3. Выполнить параллельный перенос фигуры “елочка” 5 раз. На каких элементах славянской одежды встречается такой рисунок? Что он значит?