Урок математики в 4-м классе по теме: "Сравнение дробей"

Разделы: Начальная школа


Сравнение дробей

 ЦЕЛИ:

  • Формировать способность сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, с одинаковыми числителями
  • Тренировать способность к чтению, записи и сравнению долей, дробей и процентов.
  • Закрепить умение находить долю числа и число по доле.
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь, коммуникативные и творческие способности, интерес к математике.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карточки для индивидуальной работы учащихся; круги, разделенные на доли; карточки с дробями и буквами для расшифровки слов, карта республики Марий Эл.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

– Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

– Поздоровайтесь с гостями!

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок

Тут затеи и задачи

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый час!

– Сегодня на уроке математики, мы отправимся в страну знаний за новыми открытиями, за новыми знаниями.

– Откройте тетради. Запишите число.

– Ребята, у кого на парте лежит карточка для самостоятельной работы, приступайте к выполнению задания.

(Карточки раздать до урока)

II. Напряжение мысли.

1) На доске записано три числа.

3.900

4.700

5.500

(6.300

7.100)

– Прочитайте числа

– Что общего у этих чисел?

(Из натурального ряда чисел, четырехзначные, круглые, в разряде единиц и десятков цифра 0, четные).

– Чем они отличаются?

(Сумма чисел уменьшается на один).

– Найдите закономерность и продолжите ряд, назовите два следующих числа.

(Числа увеличиваются на 800).

– Найдите 1% от этих чисел.

– Что обозначает слово “процент”?

(Сотая доля).

– Как вы находили 1%?

2) На доске записаны доли и проценты:

1%

– Прочитайте.

– Что это? (Доли и проценты)

– Что такое доля? (Одна часть целого)

– Чем интересны доли? (Числитель равный 1, знаменатель – любое число)

– На что указывает знаменатель? (Сколько частей было)

– На что указывает числитель? (Сколько частей взяли)

– Расположите в порядке возрастания. Запишите в тетради.

– Прочитайте, как вы записали.

– Каким правилом вы воспользовались?

(Чем меньше знаменатель, тем больше доля).

3) На доске записана задача:

Территория республики Марий Эл – 24000 км2. территории занимают леса. Сколько км2 покрыто лесами?

– Прочитайте задачу.

– Что нужно узнать в этой задаче?

– Что нужно сделать, чтобы узнать сколько км2 занимают леса?

– Запишите решение задачи и ответ в тетради.

У доски работает ……

– Как найти долю числа?

4) На доске записаны доли и числа.

– Найдите:

– Что нужно сделать, чтобы найти долю от числа?

(Чтобы найти числа, нужно это число разделить на п)

5) На доске записаны доли:

– Найдите число, если известно, что:

1% = 2

– Что нужно сделать, чтобы найти число по доле?

(Чтобы найти число по доле, нужно его долю умножить на п)

III. Работа по теме:

1) Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

А) На доске находятся круги:

– Что можно сказать об этих кругах?

– Какие дроби надо записать?

– Что обозначает слово дроби?

(одна или несколько равных долей целого)

– Чем интересны эти дроби?

– На что указывает знаменатель?

– На что указывает числитель?

– Какой знак >, <, = можно поставить между этими дробями?

– Отметим эти дроби на числовом луче.

– Какая дробь меньше? Какая дробь больше?

– Какой вывод можно сделать?

Б) – Прочитайте правило на стр. 82.

В) На магнитной доске расположены дроби, под дробями записаны буквы.

Е

В

С

А

Н

Е

И

Р

Н

– Прочитайте дроби.

– Чем они интересны?

– Запишите дроби в тетради, располагая их в порядке возрастания. Под дробью запишите письменную букву, которая соответствует дроби.

– У доски работает ….

– Какое слово расшифровали? (сравнение)

– Запишите это слово в тетрадях.

2) Сравнение дробей с одинаковыми числами.

А) На доске находятся круги:

– Что можно сказать об этих кругах?

– Какие дроби надо записать?

– Чем интересны эти дроби?

– Какой знак >, <, = можно поставить между этими дробями?

– Отметим эти дроби на числовом луче.

– Какая дробь меньше? Какая дробь больше?

– Какой вывод можно сделать?

Б) Правило на стр. 82.

В) На магнитной доске расположены дроби, под дробями записаны буквы.

Р

Д

Е

Б

Й

О

– Прочитайте дроби. Чем они интересны?

– Запишите в тетради, располагая дроби в порядке убывания, род дробью запишите письменную букву, которая соответствует дроби.

– У доски работает ….

– Какое слово расшифровали? (дробей)

3) – Прочитайте тему нашего урока “Сравнение дробей” .

– Что можно сказать о дробях, если у них одинаковые знаменатели?

(Больше та, у которой числитель больше)

– Что можно сказать о дробях, если у них одинаковые числители?

(Больше та, у которой знаменатели меньше)

4) Закрепление.

Стр. 83 №5.

– Какими правилами вы воспользовались?

IV. Повторение пройденного.

Стр. 83 №7, 8

V. Итог урока.

А) – Что интересного узнали на уроке?

Б) – Оценивание детей

В) – Собрать карточки

VI. Домашнее задание:

Стр. 83, выучить правила.

Стр. 82, №2 – 1 вариант;

Стр. 82, №4 – 2 вариант.

Стр. 84, №10.