Тема урока: "Сложение дробей с разными знаменателями" (урок на основе проблемно-исследовательской технологии)

Разделы: Математика


Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

  1. Изучение алгоритма сложения обыкновенных дробей.
  2. Развитие самостоятельного наблюдения, познавательного интереса, умения делать выводы, обобщения.
  3. Воспитание коммуникативности, умения слушать, уважительно относиться к различным мнениям, точкам зрения.

Оборудование: Модель “Доли”, комплект дидактических материалов для 5 класса.

Структура урока:

  1. Сообщение темы и целевая установка.
  2. Вопросы, актуализирующие опыт учащихся.
  3. Проблемная ситуация.
  4. Организация работы “в четверках”. Поиск решения.
  5. Обсуждение результатов, исследование решений. Выводы.
  6. Физ. минутка.
  7. . Первичный мониторинг.
  8. I.Создание ситуации успеха. Дифференцированная работа по применению знаний.
  9. Постановка домашнего задания.
  10. Итог урока. Выполнение творческих заданий.

Ход урока

Основы содержания материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Сообщение темы и целевая установка

  После проверки готовности класса к уроку учитель ставит задачу: научиться складывать дроби с разными знаменателями

Записывают тему урока в тетрадь.

II. Вопросы, актуализирующие опыт учащихся

  1.  
  • Сколько шестых содержится в 1/3?
  • Сколько десятых содержится в 1/5?
  • Сколько двенадцатых содержится в 1/4?
  • Сколько сотых в 1/10?
Наблюдает за работой учащихся, даёт пояснение. Работают устно, объясняя подробно свои ответы.
  1. Исключи лишнюю дробь:
   
  • Продолжи
  • последовательность:

  Повторяют правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Приведи дроби к
  • новому знаменателю:

  Повторяют алгоритм приведения дроби к новому знаменателю.

III. Проблемная ситуация

Ставит проблему.  

IV. Организация работы в “четверках”

    Поиск решения

  Формирует 4 группы по 4 человека, учитывая желание детей. Перемещаются по классу, пересаживаются.

Выдвигают гипотезы, проверят опытным путём, используя модель “Доли”.

V. Обсуждение результатов, исследование решений

    Выводы

Руководит выступлениями групп, делает записи на доске.

Предлагает исследовать полученные решения и сформулировать правило сложения.

Активно участвуют в обсуждении решений, делают записи в тетрадях.

 

Все группы проводят исследование решений и формулируют правило сложения дробей с разными знаменателями.

  Резюмирует все ответы и обращает к правилу на стр. 243 учебника и образцу записи. Работают с учебником

Демонстрирует образец записи на примерах. Пишут в тетрадях, комментируя решения.

VI. Физ. минутка

Игра на внимание “Путаница” Объясняет условия игры:

“руки вверх” – числитель

“приседание” – знаменатель

“руки перед собой” - дробная черта

Учитель путает учеников, показывая одно, а говоря другое.

Встают из-за парт.

Кто ошибается 3 раза – садится.

Побеждает самый внимательный ученик.

VII. Первичный мониторинг

1 вариант

Предлагает задание для проверки усвоения новых знаний.

Осуществляет проверку у каждого ребёнка (привлекает сильных ребят), указывает форму дальнейшей работы.

Выполняют задание.

VIII. Создание ситуации успеха (дифференцированная работа по применению знаний).

  Формирует новые группы для самостоятельной работы, работы в парах или с учителем.  
  Контролирует решения слабых учеников. Учащиеся решают в тетрадях, осуществляя проверку с помощью зашифрованного слова, или карты для самостоятельной проверки.
Для работы с учителем:

Дидактические материалы стр. 60 (разбор образцов), выполнение задания №5.

Для работы в парах: Уровень А - № 967

№ 968

Для индивидуальной работы:

Уровень Б - № 980

№ 985

Резервное задание:

№ 79 стр. 22 “Задачи на смекалку”

См. приложение № 1

 

 

 

См. приложение № 2

 

 

См. приложение № 3

 

 

См. приложение №6

 

IX. Постановка домашнего задания

  П. 9.1. стр. 242 (правило)

№ 982 стр. 247 (задача для семейного обдумывания)

см. приложение № 4

 

X. Итог урока: выполнение творческих заданий

  См. приложение № 5 Рисуют опорный конспект, схему, сочиняют сказку, рассказы по изученному материалу.