Технология группового обучения на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Одной из форм технологии группового обучения является совместно-взаимодействующая.

Предлагаемый урок построен по совместно-взаимодействующей форме коллективной деятельности, которая является наиболее сложной в организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что предполагается одновременная совместная работа учащихся, и постоянное согласование действий.

Совместно-взаимодействующую работу можно назвать сотрудничеством или сотворчеством. Такая форма работы требует от учителя определённых организаторских способностей, а от учащихся умение общаться в процессе восприятия или практической деятельности. Одним из моментов организации процесса сотрудничества является деление класса на группы: малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции.

Формирование групп на уроках в основном осуществляется традиционным способом: по желанию учащихся объединиться в группы или когда учащиеся согласны работать вместе, чувствуя необходимость принимать участие в творческой деятельности. При совместно-взаимодействующей форме работы соблюдаются разные принципы взаимозависимости: например позитивный, такой, как ролевая игра, где в группе получают определённые роли (главный правитель, архитектор, мастера дизайнеры, ремесленники и т. д.). И обязательно соблюдается принцип целенаправленного обучения изобразительному творчеству и навыкам групповой работы, а также рефлексии.

Во время работы ученики согласовывают совместную деятельность, обсуждают общую композицию, колорит, размер составляющих частей. Художественное сотворчество начинается с разработки идеи, изготовления фрагментов изображения и заканчивается обобщением. В группах могут быть хранители порядка («Мудрецы» или «Эксперты»), которые контролируют активность и действия учащихся, заполняют оценочные листы.

Коллективная деятельность на данном уроке предлагается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству.

Тип урока: Творческий урок-практикум. По технологии группового обучения.

Тема: «Образ здания и его назначение» (Выражение характера через постройку.)

Цели:

1. Сформировать представление о том, что конструкции зданий выражают отношение людей к жизни.
2. Развивать фантазию, творческие способности учащихся.
3. Воспитывать культуру восприятия архитектурных форм, эстетическое отношение к зодчеству разных эпох.
4. Научить передавать образ здания, его характер и назначение.

Оборудование: Иллюстрации, таблицы, конверты с заготовками элементов архитектурных форм, художественные принадлежности для учащихся.

Ход урока

1. Организационная часть (готовность к уроку).
2. Актуализация знаний.

Вопрос: Как можно назвать Мастера Постройки? (Архитектор.)

Сегодня на уроке мы работаем с Мастером Постройки. Он придумывает и строит дома. В разные времена Архитекторы создавали здания разного назначения. Одни нужны были для жилья, другие для разных целей: это храмы, театры и т. д. (учащиеся могут назвать ещё сами). Конструкция здания, его силуэт могут выражать отношение людей к жизни. Конструкция зависит от того, с какой целью и для кого здание строят. Каждое здание имеет свой образ: одно напоминает богатыря, другое стройную девушку.

3. Творческая работа.

Работа в группах: совместно-взаимодействующая форма.

Принцип позитивной взаимозависимости по результату: (каждый в группе должен знать материал и дать ответ.) Рассмотреть иллюстрации на странице118 в учебнике для 2 кл. «Искусство и ты» Л. А. Неменской. – Обсуждение в группе. (Можно подобрать иллюстрации с изображением зданий)

Вопрос: По каким признакам можно судить об образе зданий? (по внешнему виду, форме, украшениям).

Каждая группа получает иллюстрации с изображениями разных зданий.

Принцип взаимозависимости по интересу: (чувство сплочённости и заинтересованности в выполнении задания). Здания бывают добрые и злые и вызывают разные чувства. (На доске слова: радостное, торжественное, грустное, настороженное, мужественное, мрачное, звонкое, праздничное, величественное, гордое, сказочное).

Задание: определите характер здания, и какие слова подходят изображённому зданию. Сделайте вывод, что влияет на злой или добрый образ здания? (форма, цвет, декоративное оформления).

4. Практическая часть.

Работа в группах: совместно-взаимодействующая форма.

Принцип максимизации и взаимозависимости по решаемым задачам (непосредственное взаимодействие между учащимися, распределение работы между членами группы).

Сегодня мы по заданию Мастера Постройки сконструируем здания определённого образа и характера. Давайте совершим путешествие в сказочную страну, где живут добрые и злые герои.

Вопрос: назовите этих персонажей (Снегурочка, добрая Фея, царевна-Лебедь, Золушка, Кощей Бессмертный, Снежная Королева). Мы будем сказочными архитекторами и построим для них добрые или злые дома и дворцы.

Ролевая взаимозависимость: (распределение ролей в каждой группе: главный Архитектор, главный помощник, секретарь, мастера строители). Каждая группа выбирает этикетку с надписью «дворец для снегурочки», « дворец Снежной королевы», «замок доброго короля» и т. д.

Ход работы

Соблюдение правил работы в группе.

Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы (этикет). Объяснение последовательности работы, распределение действий в группе.

Каждая группа получает архитектурные элементы постройки (крыши, стены, башни, и т. д.) Необходимо составить конструкцию здания – сказочной постройки, выбрав нужные элементы. Цветом передать характер здания соответствующий сказочному герою. Нарисовать декоративные украшения. Придумать форму окон, дверей и других частей здания. (После окончания работы подаётся сигнал – например, звенит колокольчик).

Итог работы

1. Наклеить композицию здания на основу.
2. Рефлексия: (концентрация внимания на положительных действиях группы, рекомендации и советы). Представитель от каждой группы рассказывает о характере своей постройки.
3. Принцип индивидуальной зависимости: (экран активности) оценка результатов работы каждого учащегося в группе (оценочные листы). Оценка общего результата.
4. Итоговая выставка коллективных работ сопровождается стихотворением (рисунок 1, 2, 3, 4, 5):

Мастера выплетали узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись стрельчатые башенки кверху,
Переходы, балкончики, луковки и купола.
И дивились все люди,
Краше вилл итальянских постройка была!

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5