Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать учащимся представление о непрерывности жизни обитателей леса и человека;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать умения сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы;
  • развивать познавательную активность;
  • воспитывать доброжелательное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию адекватной самооценки.

Оборудование:

  • карта природных зон России:
  • ноутбук, проектор:
  • раздаточный материал:

а) знаки-помощники
б) карточки для работы в парах
в) засушенные цветы липы
г) учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

План урока

I. Организационный момент

(Эмоциональный настрой на урок и организация на работу).

У. – Ребята, начнем наш урок с игры.

Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.

У. - Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

- Какие изменения в природе вы заметили за последние дни?

(ответы детей)

- Продолжайте наблюдать за изменениями в природе, вы сможете увидеть много интересного и необычного в окружающей нас природе.

(учитель читает наизусть)

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм - (Приложение 1. Слайд 1)
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь. (С. Смирнов)

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

У. - Рассмотрите рисунки.

- На какие группы их можно разделить?
- По каким признакам?

Ответы детей:

1 вариант:

1 группа – животные (рисунки №4, №5)
2 группа – растения (рисунки №1,№2,№3)

- У кого другое мнение?

2 вариант:

1 гр. – рисунки №1,№2,№4,№5 – весна
2 гр. – рисунок №3 – лето

Признаки весны: №1 – тает снег

-молодая зелень

-много света

№2 – ландыши цветут весной

№4 – у зверей появляется потомство

№5 – весной птицы строят гнезда, выводят птенцов

- Ребята, дома вы думали над вопросом:
- Почему у животных рождается разное количество детенышей?

Ваши гипотезы.

Возможные ответы детей: зависит от величины животных, питания, условий выращивания детенышей.

У. – Уточните, почему 3 рисунок вы отнесли ко 2 группе?

(Приложение 1. Слайд 2. Яркая, сочная зелень, высокая трава, цветут цветы, большая листовая пластинка и т.д.).

Ребята, как вы думаете, с приходом лета жизнь в лесу изменяется?

Какие вопросы можно поставить, чтобы узнать о жизни летнего леса?

(Ответы детей: - Как живут растения летом?

- Как живут животные?)

У. –Жизнь человека связана с лесом?

Давайте узнаем, как связана жизнь человека с жизнью леса?

(На магнитную доску помещаю вопросы, записанные на полосках бумаги:

- Что происходит с растениями летом?

Как живут птицы и звери летом?)

Как связана жизнь человека с жизнью леса?)

У. – Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Выше вопросов помещаю тему урока: Жизнь летнего леса)

У. – Какую природную зону изучаем?

-В каком климатическом поясе расположена зона лесов?

-Покажите на карте зону лесов нашей страны.

III. Изучение нового материала

1) - Рассмотрите рисунок на стр. 88 - 89.

- Какой лес изображен на рисунке? (смешанный) Докажите.

- Какое время года изображено на рисунке?

- Значит, мы отправляемся с вами в гости к обитателям летнего леса. Будем добрыми, внимательными и наблюдательными.

2) - Прочитайте 2 вопрос на стр. 88 (1 ученик читает вслух)

(Ответы детей: солнце высоко стоит над горизонтом, долгота дня увеличилась, tо воздуха высокая, бывает сильный дождь (ливень),теплый дождь (грибной) и т.д.

Природные явления: радуга, град, гроза и т.д.)

Если дети не отвечают, можно задать вопросы:

- Как светит солнце летом?

- Какая tо воздуха?

-Какие осадки выпадают?

У. – Знаете ли вы, что самый сильный дождь шел в Индии 12 месяцев в 1860-1861г.

У. – Как вы думаете, засуха повлияет на жизнь растений и животных?

3) У. – Прочитайте 1 вопрос на доске.

(- Что происходит с растениями летом?)

-Рисунок учебника поможет вам ответить на вопрос.

-Что происходит с молодыми деревцами? С листьями? С травянистыми растениями? (Приложение1.Слайд 3 )

(Ответы детей: растения растут, цветут многие травянистые растения (ромашка, колокольчик;

Учитель дополняет:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом

листовая пластинка увеличивается, появляются плоды, ягоды, растения готовятся к размножению)

-Ребята, на столах лежат засушенные цветки дерева. Рассмотрите их, они помогут вам ответить, какое дерево цветет летом?

-Послушайте интересные сведения о липе.

(Ученик читает подготовленное короткое сообщение)

- Липа цветет только 10 – 12 дней.

У. – К концу лета растения готовятся к осени: замедляется обмен веществ, желтеют листья.

- На каких деревьях в августе желтеют листья?

(Приложение 1.Слайд 4)

У. – Жизнь растений с наступлением лета изменяется? Жизнь растений прекращается?

-Какой вывод можно сделать о жизни растений летом?

(После высказываний детей появляется на экране вывод)

4) - Прочитайте 2 вопрос.

(- Как живут птицы и звери летом?)

а) Появляется ли потомство у зверей и птиц летом?

Ответы детей: у некоторых зверей и птиц появляется потомство (еж, лось, синички, дрозды).

У. – Ребята, рассмотрите рисунок.

-Чем озабочена белка и сойка летом?

(Белка и сойка делают запасы на зиму.)

У. – Знаете ли вы, что белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.

- Что вы можете рассказать о медведях?

(Медведи усиленно питаются, накапливает подкожный жир.)

(Приложение1. Слайд 5)

б)- Ребята, расскажите, как взрослые заботятся о детенышах.

в) – Как родители учат молодых жить самостоятельно? (учат находить пищу, летать, защищаться от врагов).

(Приложение 1.Слайд 6)

-Жизнь животных летом изменилась? А прекратилась?

-Какой вывод можно сделать о жизни животных летом?

5). У.- Прочитайте 3 вопрос.

(- Как связана жизнь человека с жизнью леса?)

(Приложение 1. Слайд 7)

Что дает лес человеку летом?

Ответы: Отдых в лесу, сбор ягод, грибов, орехов, сбор лекарственных трав

(зверобой, чабрец, бессмертник и т.д.)

Прочитайте 3 вопрос на стр. 89.

(Ответы: съедобные грибы; срезать, чтобы не повредить грибницу).

Прочитайте 4 вопрос.

( Ответы: возможно, дотрагивались до ядовитых грибов, растений, в лесной подстилке много микробов).

У. – Как вы думаете, что может сделать человек, чтобы сохранить лес и его богатство?

Ответы: не засорять, не ломать ветки, не разрушать гнезда, сажать молодые деревца, не оставлять костры и т. д.

- Ребята, чтобы вы не забыли эти и другие правила, поместите памятку в классный уголок.

- Жизнь людей летом изменяется? Прерывается?

- Какой вывод можно сделать о жизни людей летом?

IV. Физкультминутка.

- Посмотрите вдаль в окно. Какое небо сегодня?

- Посмотрите в верхний правый угол, нижний левый, поморгайте быстро глазами, посмотрите на меня

- Встаньте, руки на пояс, наклоны.

V. Первичное закрепление изученного материала (работа в парах).

1) У. – Ребята, на партах лежат 3 карточки с заданиями.

Послушайте задание и выберите одну карточку для ответа:

Задание 1. Расскажите о жизни березового листка в разное время года.

Задание 2. Расскажите о жизни медвежонка в разное время года

Задание 3.Составьте короткий рассказ о жизни мальчика Дениски в разное время года.

Можете пользоваться опорными словами карточки.

2) Самостоятельная работа.

3) Проверка.

У. – Кто выполнял 1 задание? Расскажите о жизни березового листка.

- Кто выполнял 2 задание? Расскажите о жизни медвежонка.

- Кто выполнял 3 задание? Расскажите о занятиях мальчика в разное время года.

- Какой вывод можно сделать о жизни растений, животных, людей в разное время года? (Приложение1.Слайд 8)

(Вывод читаем хором)

- Ребята, у вас хорошие воспоминания о лете?

Я тоже люблю лето. Свои воспоминания о лете я оставила вот на этих картинах. «Прислушайтесь, как Брянский лес шумит. Травинкой каждой, каждым лепестком…». Если вам захотелось нарисовать лето, нарисуйте свои рисунки.

VI. Организация исследовательской деятельности.

- Рассмотрите рисунок леса на стр. 90-91.

Один ученик 3 класса предположил, что это тоже летний лес, так как листья на деревьях большие, трава высокая, цветут цветы, много животных. Вы согласны с его мнением?

-  Этот лес умеренного пояса? Почему?

- Покажите на карте, где расположен такой лес. (Дети не могут показать на карте месторасположение тропического леса)

- Ребята, вам интересно узнать, где могут быть подобные леса. Как живут обитатели леса? Давайте проведем исследование.

- Какие вопросы вы поставите?

Вопросы поставлены. Нужно собирать информацию. У каждого из вас лежат конверты. В них лежат памятки, как можно собрать информацию. Достаньте памятки, прочитайте.

<Рисунок 1>

( Я вывешиваю на доске, дети читают).

Выберите доступные методы исследования. Собранную информацию можно оформить в виде рисунков, схем, докладов.

VII. Домашнее задание.

(Приложение1. Слайд 9)

У каждого из вас в конверте лежит листок с записью домашнего задания. Прочитайте.

(Я читаю, комментирую)

  1. Прочитать текст на стр. 90.
  2. Задания по выбору:

а) подготовить сообщение об обитателях тропического леса (доклад или план рассказа);
б) нарисовать рисунок;
в) найти дополнительную литературу о жизни тропического леса.

- Задание всем понятно?

VIII. Рефлексия

- Ребята, мы ответили на поставленные в начале урока вопросы?

- Сможете ли вы рассказать друзьям, родителям о жизни летнего леса?

- Кто сегодня нас порадовал ответами на уроке?

IX. Итог урока

Давайте закончим урок игрой.
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.

У. – Дружба вам поможет в работе.