Тема урока: "Универсальные умения и метазнания как социальная составляющая предметной компетенции"

Разделы: Общепедагогические технологии


В Государственных образовательных стандартах общего образования записано следующее: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”.

Далее мы читаем: “Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития социализации школьников”.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что общеучебные умения имеют положительный результат лишь в том случае, если у школьника есть устойчивая потребность применять свои умения. Формирование универсальных общеучебных умений должно быт ориентировано на личность учащегося, на вовлечение его в учебный процесс в роли не пассивного исполнителя, а активного участника.

Уметь учиться – это значит уметь учить самого себя, быть не только учеником, но и своим собственным учителем. Задачи формирования универсальных умений и метазнаний должны быть не только поставлены перед учениками, но и приняты ими.

Эти задачи решаются не только при усвоении знаний, но и в процессе приобретения учащимися жизненного опыта, становления их отношения к окружающему миру. Поэтому необходимо формировать мотивацию учения в тесной взаимосвязи с развитием учебной деятельности в целом.

Универсальные умения можно разделить на 3 группы:

  1. Познавательные.
  2. Деятельные.
  3. Коммуникативные.

В своей работе хочу выделить те умения и навыки, которые наиболее часто я отрабатываю на уроках литературы и которые являются не столько учебными, сколько универсальными.

Познавательные универсальные умения.

  1. Понимать и интерпретировать текст художественного произведения.
  2. Выделять основной смысл текста, соотносить со своим опытом и ценностями, то есть придавать ему свой личностный смысл.
  3. Отбирать из текста в соответствии с поставленными целями или личностными потребностями ту информацию, которую можно и нужно использовать для собственного развития.
  4. Видеть и вычислять основные проблемы, строить предположения об их разрешении.

Деятельностные универсальные умения.

  1. Выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте, искусстве, пластике, в других видах творчества;
  2. Уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими или критически относиться к нормам, созданным другими.
  3. Осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей;
  4. Проводить самооценку собственных знаний и умений, продвижений в своём развитии.

Коммуникативные универсальные умения.

  1. Строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог в паре, в группе, взаимодействовать с партнёрами для получения общего результата.
  2. Владеть языком как средством коммуникации.
  3. Занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

Естественно, это далеко не полный перечень универсальных умений, которые формируются и отрабатываются на уроках. Я назвала лишь те из них, которые прокомментирую более подробно далее на конкретных примерах.

Я хочу рассказать о двух методах, которые систематически применяю на уроках литературы, и считаю, что они дают положительные результаты и в плане формирования универсальных умений и навыков, и в плане повышения уровня знаний по предмету.

Иллюстрирование литературных произведений.

Во-первых, речь идёт о преемственности в формировании специальных умений и навыков, приобретённых учащимися на уроках изобразительного искусства, но уже на другом витке, в несколько трансформированном виде.

При выполнении литературной иллюстрации ученики, помимо умений, приобретённых на уроке ИЗО, формируют такое универсальное умение, как выражать себя, мир своих чувств и представлений о художественном тексте в ином виде творчества: в рисунке.

Они учатся видеть и осознавать литературное произведение совершенно с другой стороны, в иных художественных образах.

Формируется умение вычленить тот отрывок в литературном произведении, который можно показать средствами изобразительного искусства, то есть проявить своё собственное творческое видение.

Свою иллюстрацию учащиеся должны уметь показать, то есть сделать своего рода презентацию: объяснить, почему выбрали именно этот отрывок из текста, что в нём интересного, какую роль он играет в литературном произведении, то есть дать своего рода анализ художественного текста.

Таким образом, формируется умение объяснить свой выбор. Затем поясняется какими изобразительными средствами пользуется ученик и почему (карандаши, краски, мелки).

Кроме того, ученики формируют навык правильного, с технической точки зрения, оформления работы.

Театрализация.

Надо сказать, что театральная педагогика получила своё развитие не только при изучении гуманитарных наук, но и естественных, и математических, так как даёт широкое поле деятельности для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Этот метод даёт возможность формировать у учащихся целый ряд различных универсальных умений и навыков, которые им пригодятся затем при социальной адаптации в обществе:

  1. Прежде всего, это умение выражать себя, своё понимание литературного произведения с точки зрения сценического искусства.
  2. Умение строить коммуникацию с другими людьми в паре, в группе, взаимодействовать с партнёрами для получения общего результата.
  3. Умение вести себя на людях, не комплексовать, не замыкаться в себе.
  4. Умение вживаться в ситуацию, в роль, в образ (подбор костюма, грима, жестикуляция).

Можно приводить ещё очень много доказательств результативности метода театрализации в формировании универсальных умений и метазнаний учащихся, но, подводя итог всему сказанному, я хочу сделать вывод, что подобная методика даёт возможность перейти от когнитивной (познавательной) среды образования к аффективной (эмоциональной), то есть общечеловеческой. А это и является одной из первостепенной задач современного школьного образования. Мы должны вооружить учащихся не только специальными знаниями и умениями по различным школьным дисциплинам, но и дать им путёвку в жизнь, то есть подготовить их к реальной жизни в нашем сложном, постоянно меняющемся мире. Формирование универсальных умений и метазнаний играет в этом немаловажную роль.

Рекомендуемая литература

  1. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. “Когнитивные науки. От познания к действию”. Москва. 2005 г.
  2. Перминова Л.М. “Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования”. Санкт-Петербург. 2006г.
  3. Шамова Т.И. “Активизация учения школьников”. Москва. 1982 г.
  4. Цехмистрова Т.А., Кулько Ю.В. “Формирование у учащихся общих учебных умений”. Москва.1983 г.
  5. Д. Хамблин “Формирование учебных навыков”. Москва. 1986 г.