Роль семьи и детского сада в укреплении здоровья детей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основы развития личности. Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от нас, взрослых. И мы, бесспорно, несем ответственность за счастье и здоровье детей.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому, организуя взаимодействие с родителями, мы способствуем сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов. Родителям нужно помочь понять, какую роль они играют в эмоционально-личностном развитии своего ребенка. Тепло, защищенность, психологический комфорт – вот то, что ребенок должен чувствовать в семье. Именно любовь способствует внутренней личностной свободе, развивает творческие способности, когнитивные и эмоциональные составляющие социального поведения. Лишь в ходе совместной деятельности, возможно, обеспечить восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьёй. Детский сад и родители. Как складываются эти взаимоотношения? Из чего они состоят? Традиционно это - оформление уголка для родителей в приемной; папки – передвижки со статьями и советами; родительские собрания, выбор родительского комитета, сбор средств…так рождается сотрудничество на уровне информирования и «добровольных» пожертвований.

Мы решили несколько изменить привычную ситуацию и выстроить систему работы с семьями на основе диалога между равнозначными и равноответственными субъектами: детьми – педагогами – родителями.

Парадокс нашего времени заключается в том, что ребенок даже в очень хорошем детском саду оказывается отдаленным от родителей, если они стремятся удовлетворить лишь органические и материальные его потребности, забывая о психологических и духовных. Психологи считают, что это изначально травмирует ребенка. Поэтому представляется очень важным научить родителей полноценно использовать даже минимальное время, которое они могут уделять ребенку для общения с ним. Заботясь о телесном благополучии ребенка, нельзя забывать о его внутреннем мире. Главное – дети должны быть уверенны, что мы их любим и готовы помочь им в любую минуту.

Речь идет о проблеме создания новой инфраструктуры – базы семейного досуга. Много ли у нас в городе имеется мест, куда взрослый может пойти с ребенком и где им обоим будет интересно и хорошо?

Одним из вариантов решения этой проблемы можно считать появление «Клубов семейного общения», которые помогают создать оптимальные условия:

  • Для возрождения традиций семейного воспитания
  • Для сохранения и укрепления здоровья детей
  • Для интеллектуального развития
  • Для развития коммуникативной сферы
  • Для формирования навыков социальных отношений

Клуб – это естественное детско-взрослое сообщество, где встречаются, объединяются и «цветут» интересы всех.

Поэтому у себя в детском саду мы тоже решили открыть такой клуб семейного общения и назвали его «Клуб заботливых родителей». Его миссия – оказание всесторонней помощи и поддержки семье, а основной принцип работы - создание микроклимата, в основе которого – уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.

В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

Занятия в клубе проходят 1 раз в два месяца. Мамы, папы и дети – активные участники заседаний клуба, которые проходят в увлекательной игровой форме, что позволяет родителям реализовать свой творческий потенциал и научиться вместе с детьми многим полезным вещам. Темы занятий выбираем вместе с родителями через анкетирование и «Книгу предложений», например: «О здоровье – всерьез», «Веселая физкультура в квартире», «Как устроить праздник в семье», «Закаливание – за и против», «Почему дети ругаются?», «Музыка в жизни ребенка», «Лето и ваш ребенок», «Семейные старты» и т. д.

Занятия в клубе предусматривают теоретическую и практическую части, имеют место нетрадиционные формы проведения занятий: деловая игра, КВНы, круглый стол и др. Общая продолжительность – 1 час. Здесь же, в рамках клуба, проводим психолого-педагогический практикум, куда приглашаем других специалистов (медика, психолога, воспитателя по физкультуре, инструктора по плаванию и др.) За круглым столом обсуждаются волнующие проблемы.

Практика показывает, что работа в клубах приносит много радости и детям и взрослым, помогает родителям:

  • Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир глазами ребенка
  • Проявлять интерес к делам ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке
  • Сконцентрировать внимание на детях
  • Укрепить чувство родительского самосознания
  • Формировать стремление к здоровому образу жизни
  • Реализовать творческий потенциал.

Клуб становится популярным среди родителей, ведь с его помощью можно благополучно решать возникающие в семье проблемы воспитания детей. За повседневными заботами мы часто забываем о том, что наши дети нуждаются не только в хорошем питании, одежде, игрушках, но и в общении, любви и взаимопонимании.

Прилагаю два конспекта занятий в клубе семейного общения

  • «Путешествие в Африку»
  • «Папы и дочки, мамы и сыночки»

Конспект занятия в клубе семейного общения «Путешествие в Африку».

Ведущий:

Рада видеть всех сейчас,
Ведь давно ждала я вас.
Дружно за руки беремся
И друг другу улыбнемся.

Давайте хорошее настроение передадим через ладошки (по-тихоньку сжимаем друг другу ладошки), как приятно, тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам и пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.

Сейчас мы с вами будем превращаться в:

  1. топотунчиков - делаем мелкие дробные шаги;
  2. слонопотамов - большие широкие шаги, туловище наклонено вперед;
  3. маленьких чертиков, которые играют хвостом - круговые движения тела, движения легкие.

(Стук в дверь)

Ведущий: - Кто же это может быть?

Голос из-за двери: Вам телеграмма!

Ведущий: А вы не знаете от кого?

Ведущий читает: «Детям и родителям детского сада «Светлячок». Приезжайте в Африку скорей, и спасите грустных там зверей. Дорога у вас далека, дорога у вас нелегка, чтоб быстрее добраться поможет вам карта моя. Доктор Айболит». (дети и родители рассматривают карту).

Ведущий собирает всех вокруг себя, шепчутся, решают, что сделать, чтобы развеселить на острове зверей. Обговаривают, на чем добрать быстрее до сказочного острова. Решают лететь на ковре-самолете.

Ведущий: Входной билет на ковер-самолет - скороговорка:
Произнести скороговорку медленно, быстро, тихо, громко. Дети с родителями выполняют задание и размещаются на ковре-самолете.

Ведущий: Посмотрите, какие красивые облака – белые, пушистые.
А ваши облака на что похожи? (Дети и родители рассказывают свои фантазии)

Ведущий: Лететь далеко, а чтобы нам не было скучно - хочу узнать, читаете ли вы дома сказки? Любите их, знаете?

Игра, «Из какой сказки?»

- Царь, три сына, стрела .... Болото... лягушка....(«Царевна-лягушка»)

- Отец.. лесник... мачеха... три дочери... царь... принц... фея... («Золушка»)

- Злая мачеха, две дочери, дед Мороз («Морозко»)

- Злая мачеха, две дочери, принцесса, весенние цветы зимой ... («Двенадцать месяцев»)

- Молодцы!!!

- Порадовали вы меня, и с этим заданием справились. Мне пришла в голову идея - как развеселить зверей на острове! Наши звери будут жить дружно в теремке!

- Кажется, мы приближаемся к острову! (смотрит в бинокль) Какой дремучий лес - нам пора идти на посадку! (звучит фонограмма «Дремучий лес»)

В лесу: - Друг за другом идем, друг другу дорогу прочищаем, (фонограмма
леса).

На поляне: - На пути прекрасная поляна - посмотрите, сколько цветов, воздух какой свежий (проводится дыхательная гимнастика)

На болоте:- Смотрите кочки у нас на пути, по кочкам болото легко нам
пройти. Будьте осторожны, чтобы никто из вас не попал в болото.

Упражнения на релаксацию «Как мы устали...»

Ведущий: Ну вот мы и добрались! Подходят к острову.

- Посмотрите, какие звери живут на этом острове, какое у них настроение?(заслушивает ответы). Давайте покажем им сказку «Теремок». Может быть они развеселяться.

Дети вместе с родителями показывают сказку. (После сказки воспитатель переворачивает картинки-символы) - звери стали веселые.

Ведущий: Вот видите, как мы все дружно смогли зверятам на острове поднять настроение. А какое у вас настроение? (выслушивает ответы). Вам понравилось наше путешествие? Ну тогда становитесь в круг и все вместе станцуем танец «Чунга-чанга». (Звучит фонограмма, все танцуют).

Ведущий: Посмотрите-ка, а звери хотя нас угостить волшебным бананом. Банан этот не простой, а с сюрпризом! Раздает из «банана» витамины здоровья.

Ну а теперь настала пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер-самолет и в обратный путь. (звучит веселая музыка)

Семейный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки».

Вед: Внимание! Внимание! Говорит и показывает спортивный зал детского сада «Светлячок»! Сегодня здесь проходят соревнования необычные, от других отличные «Папы и дочки, мамы и сыночки», в которых принимают участие наши шустрые дети и любимые родители.

Предлагаю всем участникам разделиться на две команды. Ребята, рассчитайтесь на 1, 2. Разделитесь на команды, а родители займут места в тех командах, где находятся их дети.

Дети и родители занимают места в командах.

Вед: Поприветствуем участников соревнований!

Дети:

Родители - народ такой:
На занятость спешат сослаться.
Но мы-то знаем: они не правы.
Всем надо спортом заниматься!

Спорт, ребята, всем нам нужен!
Мы со спортом крепко дружим!
Спорт - помощник,
Спорт - здоровье,
Спорт - игра,
Физкульт - Ура!

Вед: прежде, чем начать наши соревнования нашим командам необходимо придумать название. Предлагаю командам посовещаться и придумать название (команды придумывают себе название).

Считаю наши веселые семейные соревнования открытыми! И хочется пожелать всем командам успехов!

Объявляется первая эстафета, которая называется «Сороконожка».

Эстафета «Сороконожка».

Команды строятся в две колоны по одному, дети и родители кладут руки друг другу на плечи. Надо добежать всей командой до финиша и вернуться.

Вед: Молодцы! Замечательно справились с заданием. А сейчас мы задание немного усложним. И посмотрим, чья команда самая быстрая.

Эстафета «Сороконожка 2»

Первый бежит до ориентира, обегает его, возвращается, берет следующего игрока и с ним обегает ориентир и возвращается, они берут следующего и т. д. при этом все игроки должны крепко держаться друг за друга.

Вед: Молодцы! А теперь проверим, как взрослые умеют ладить с детьми. Эстафета в паре.

Эстафета «Проскачи в обруч»

Эстафета заключается в том, чтобы пары добрались до финиша, пропуская обруч через себя, т. е. пара надевает обруч на себя, выпрыгивает из него, снова надевает и т. д.

Вед: Давайте проверим, чья команда самая ловкая.

Эстафета «Удержи равновесие».

Каждая команда получает по три кубика. Надо поставить кубики один на другой и, взявшись за нижний кубик, пронести их по всему маршруту вперед и назад.

Вед: ребята, а как вы думаете, сильные ли у нас папы и мамы? А давайте проверим!

Эстафета «Кто сильнее»

Родители перетягивают канат.

Вед: Ну а теперь, мамы и папы хотят посмотреть, какие у них дети шустрые.

Эстафета «Полоса препятствий»

Дети пролезают в «трубу» из материала, добегают до ориентира и возвращаются назад.

Вед: Я вижу, немного подустали наши участники. Давайте отдохнем, а за одно и узнаем какая из команд более смекалистая.

Конкурс «Мудрости - премудрости»

Вед: Предлагаю командам по очереди отгадывать загадки.

На сметане я мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ………..(колобок)

Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …………(Айболит)

Бабушку девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)

Слышится жужжание и в «влетает» Карлсон, у него в руках воздушные шары.

Карлсон: Привет, друзья! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?

Вед: Да, пожалуйста!

Карлсон: Друзья, а вы меня узнали?

Дети: Карлсон.

Карлсон: Правильно, меня зовут Карлсон. Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина. А что вы здесь делаете?

Вед: У нас спортивный праздник. Мы бегаем, играем, упражнения выполняем.

Карлсон: Я тоже люблю спортивные праздники. Ведь самый лучший в мире бегун кто?

Вед: Кто?

Карлсон: Лучший в мире бегун - Карлсон, который живет на крыше!

Вед: Вот здорово! Присоединяйся к нам!

Карлсон: (вручает каждой команде по воздушному шарику) С удовольствием! Я знаю одну очень веселую эстафету.

Эстафета «Удержи шарик головой».

Участники встают парами - родитель и ребенок. Каждая пара (по-очереди) берет воздушный шарик и, удерживая его головами, бежит до финиша и обратно, передает шарик следующей паре.

Вед: Карлсон, ты доволен результатами этой эстафеты?

Карлсон: Да, конечно!

Вед: А ты сам-то умеешь бегать?

Карлсон: (Достает из кармана конфету) Что-то мне сладенького захотелось.

Вед: Подожди, Карлсрон, давай посмотрим, кто сможет пробежать с конфетой, не уронив ее.

Карлсон: Ну, это легко. Гораздо сложнее пробежать, не съев ее.

Вед: Вот и посмотрим, какая команда справится с этим «сложным» заданием.

Эстафета «Конфета в ложке»

Дети и родители по очереди обегают стойки, удерживая большую бутафорскую конфету в ложке.

Карлсон: А я еще и фокусы умею показывать! Хотите, покажу? Я лучший в мире фокусник! Вот у меня конфетка, разворачиваю и - ам! Конфетки нет. Интересный фокус?

Вед: Что-то нам твой фокус не очень понравился.

Карлсон: Пустяки, дело житейское.… Ой, что-то мне так пить захотелось! А вам хочется пить?

Вед: Карлсон, ты снова хочешь нас обмануть?

Карлсон: Нет, нет, что вы! Я действительно хочу угостить вас лимонадом.

Эстафета «Лимонад в кружке».

На стол ставится разнос с кружками. Участникам раздаются трубочки. Каждый участник (по очереди) подбегает к разносу с кружками, вставляет трубочку и выпивает весь лимонад в кружке.

Вед: Карлсон, ты научил нас веселым эстафетам. Спасибо тебе! А мы научим тебя играть в игру «Лавата».

Дети с родителями играют в игру «Лавата».

Вед: Вот и подошел к концу наш спортивный праздник. Мы желаем всем здоровья, счастья и успехов во всем! Разрешите вручить вам «Благодарности» за участие в празднике.

Вручаются «Благодарности» всем участникам соревнований.