Разработка урока по теме: "Начало освоения черноморскими казаками кубанских земель"

Разделы: История и обществознание


2007 год является юбилейным в истории Краснодарского края: исполняется 215 лет с начала освоения кубанских земель черноморскими казаками и 70 лет со дня образования Краснодарского края.

Ниже приведенный урок посвящен началу заселения и освоения Правобережной Кубани. Урок рекомендуется проводить в курсе «История России» 10 класс (региональный компонент) или в курсе «Кубановедение» 8, 10 класс.

Цели урока:

  1. Дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками.
  2. Оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани.
  3. Актуализировать полученные знания.
  4. Развивать у учащихся умение спорить, толерантность поведения, способность к рефлексии, оценке собственных возможностей.
  5. Воспитывать патриотизм, гражданственность.
  6. Развивать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников, традиций, преемственности поколений.

Оборудование урока.

1. Настенная карта «Россия во второй половине XVIII века», карты в атласе: «Кубанские земли во время русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791годов», «Переселение черноморцев из Приднестровья на Правобережную Кубань (1792-1793гг.)», «Кавказские укрепленные линии».

2. Литература к уроку.

  • Атлас История Кубани под редакцией В.П.Кваша. - М.-Краснодар, 2001.
  • Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX века (учебник для 10х классов общеобразовательных учреждений). – Краснодар, 2000.
  • Трехбратов Б.А. Новая история Кубани 8 класс. – Краснодар, 2001.
  • Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г., составитель Б.А. Трехбратов. – Краснодар, 1994.

3. Раздаточный материал – карточки для работы в группах.

План урока.

I. Первая стадия – актуализация уже имеющихся знаний учащихся: повторение информации об участии России в русско-турецких войнах второй половины XVIII в., постановка цели познавательной деятельности на данном уроке.

II. Вторая стадия – осмысление нового материала: речь учителя, видеоматериалы, работа в группах с текстом, историческими источниками.

III. Третья стадия – размышление-рефлексия: закрепление изученного материала при анализе информационного и идейного содержания памятника императрице Екатерине II в г. Краснодаре.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

8 октября 2006 г. в г. Краснодаре был торжественно открыт восстановленный памятник императрице Екатерине II. <Рисунок 1>. Эта скульптура работы известного скульптора М.О. Микешина (автора памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде) была установлена в Екатеринодаре в 1907 г.

На высоком постаменте возвышалась бронзовая фигура императрицы, изображенной в царственной порфире и атрибутами монаршей власти в руках, а композиция нижней части памятника рассказывала историю войска. Здесь на белом никеле золочеными буквами был дан полный текст дарственной грамоты, полученной депутатами войска от императрицы в Царском Селе 30 июня 1792 года, и изображены все те исторические личности, которые имели прямое отношение к образованию войска и переселению его на Кубань: князь Потемкин, войсковой судья А.Головатый, первый атаман войска Сидор Белый с символом атаманской власти в руках, второй атаман Захарий Чепега, осуществивший переселение войска на Кубань.

Осенью 1930 года по постановлению Совета народных комиссаров памятник Екатерине II был снят с постамента, разобран, сдан на хранение в исторический музей и…не сохранился.

Сейчас он восстановлен одним из самых известных скульпторов Кубани А.Аполлоновым.

Давайте на минутку представим, что герои памятника заговорили. Что бы они могли рассказать о столь важном и значимом событии для России и нашего края, как заселение и освоение кубанских земель?

Шли годы, столетия…Эпохи сменялись эпохами, наша малая Родина – Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племен и народов. Меоты и сарматы, скифы и греки, итальянцы и половцы, ногайцы и адыги, запорожские казаки и русские крестьяне – кто только не оставил след на этой благодатной земле.

Лишь в конце XVIII века, после вхождения Правобережной Кубани в состав России и переселения сюда запорожских казаков, началось формирование современного населения края.

Давайте вспомним события внешней политики России второй половины XVIII века, способствовавшие вхождению Правобережной Кубани в состав России.

Вопросы для повторения.

  1. Охарактеризуйте русско-турецкую войну 1768-1774 гг., ее причины, ход, итоги, последствия, покажите по карте места основных сражений, укажите их даты, полководцев, территории, отошедшие к России по Кючук - Кайнарджийскому мирному договору 1774 г.
  2. Охарактеризуйте международные отношения России и Турции после русско-турецкой войны 1768-1774 гг., расскажите о присоединении Крыма в 1783 г.
  3. Охарактеризуйте русско-турецкую войну 1787-1791 гг., ее причины, ход, итоги, последствия, покажите по карте места основных сражений, укажите их даты, полководцев, территории, отошедшие к России по Ясскому мирному договору.

Какое значение имело присоединение Крыма и Прикубанья к России?

Учитель. Россия укрепила свои южные границы, а для Кубани началось планомерное заселение территории и освоение земель. Это событие состоялось благодаря плодотворной деятельности многих выдающихся людей. Цель нашего урока – в фактах и лицах осветить проблему заселения и освоения Правобережной Кубани.

II. Рассказ учителя.

После присоединения Прикубанья сюда в 1778 г. направляется для командования кубанским корпусом А.В.Суворов. Проведя рекогносцировку и заведя знакомства среди местных ногайских феодалов, он принимает решение о строительстве Азово-Моздоской оборонительной линии. Для обживания новых земель на Кубань было решено переселить черноморских казаков.

Переселившиеся в 1792-1793 гг. на Кубань черноморские казаки ведут свое происхождение от одного из главных центров российского и украинского казачества – Запорожской Сечи. Запорожское казачье войско просуществовало с XVI по последнюю четверть XVIII в. В 1775 году Запорожская Сечь была уничтожена, так как во-первых после окончание русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия приобрела выход к берегам Черного моря и в результате Запорожская Сечь потеряла для России значение пограничного Форпоста в борьбе с Крымом и Турцией.

С другой стороны, Запорожье, наряду с другими казачьими районами, продолжало оставаться очагом антифеодальной борьбы. Во время крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева здесь оживилось гайдамацкое движение, на территории Сечи искали спасения отряды пугачевских повстанцев.

Однако екатерининское правительство не учло отрицательных последствий уничтожения Запорожья. Одним из них стало бегство части запорожцев за пределы России и образование на территории враждебной Османской империи Задунайской Сечи. Надвигавшаяся новая война с Турцией остро поставила вопрос об увеличении воинских сил. Во время путешествия Екатерины II по Новороссии в 1787 г. депутация бывших запорожских старшин в г. Кременчуге ходатайствовала о разрешении учредить новое казачье войско. В правительственном документе от 22 января 1788 г. сообщалось об организации Войска верных казаков. В 1788 г. оно было переименовано в Черноморское казачье войско.

14 января 1788 г. Екатерина II поручила князю Г.А. Потемкину-Таврическому, главному администратору страны и своему фавориту, решить вопрос о войсковой территории по его собственному усмотрению, но с учетом желаний казаков, хотевших поселиться в «Керченском Куту или на Тамани».

В конце февраля 1792 г. в Петербург во главе с войсковым судьей А. Головатым была отправлена специальная депутация с целью получения жалованной грамоты на право владения будущими казачьими землями.

30 июня 1792 г. особой грамотой Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Черноморцам были подарены войсковое знамя и литавры и подтверждено право на собственные казачьи регалии (булаву, перначи) и войсковую печать. Казакам подписывалось охранять кубанские рубежи России. 25 августа 1792 г. первая партия черноморцев (около 4 тыс. человек) во главе с полковником Саввой Белым на 51 лодке и одной яхте морем прибыла в Тамань (5 октября 1911 г. на месте высадки казаков был открыт памятник в честь этого знаменательного события). Вслед за С. Белым через Крым в октябре 1792 года прибыл к Темрюку полковник Кордовский с двумя пешими полками и частью казачьих семей. В начале сентября 1792 года из Слободзеи выступил на Кубань сам кошевой атаман З. Чепега с конницей, пехотой и войсковым обозом. Отряду З. Чепеги пришлось пройти длинный путь, переправляясь через Южный Буг, Днепр, Дон и массу других рек и речушек. Только 23 октября 1792 г. он подошел к р.Ее, к так называемому Ханскому городку – бывшей резиденции Шагин-Гирея на Кубани. Перезимовав, отряд двинулся к Карасунскому Куту, где вскоре был основан г. Екатеринодар. Всю осень и зиму 1792 г. А.Головатый готовил остальные партии черноморцев к переходу на Кубань, и весной 1793 г. они двинулись в путь. 15 июня с остальным войском и оставшейся частью имущества на Кубань отправился и сам А. Головатый. Последнюю партию из 700 человек, заработавших себе средства к жизни на строительстве порта Хаджибее (будущая Одесса) привел на Кубань есаул Черненко. Всего из-за Буга на Кубань переселилось около 17 тыс. казаков. Вместе с женщинами и другими переселенцами первых жителей Черномории насчитывалось до 25 тыс. человек.

В январе 1794 г. на общем собрании руководителей войска и куренных атаманов был принят своеобразный законодательный документ «Порядок общей пользы», который определял структуру управления Черноморским войском в новых условиях.

Заселение и освоение Кубани состоялось благодаря дальновидной и героической деятельности многих выдающихся людей. Екатерина II проводила, мудрую внешнюю политику, именно она подписала «Жалованную грамоту» черноморским казакам на владение кубанскими землями. Г.А.Потёмкин ходатайствовал об образовании «войска верных казаков». А.В. Суворов строил оборонительные крепости, возглавлял многие военные походы против турок. Атаманы - казаки, такие как Савва Белый, Захарий Чепега, Антон Головатый, Константин Кордовский начинали осваивать благодатный Кубанский край.

Проанализируем деятельность некоторых из них.

Работа в группах.

Класс делится на 4 группы, каждой выдается карточка- задание с краткой справкой о деятельности выдающейся личности, отрывком из исторического источника и вопросами для понимания роли данной личности в заселении и освоении Кубани. После обсуждения группа выдает информацию классу.

Первая группа получает задание о деятельности А.В. Суворова, вторая – Екатерины II, третья – З.А. Чепеги, четвертая – А. Головатого. (Приложение 1)

III Учитель. Можно ли деятельность Екатерины II, Г.А.Потемкина, А.В. Суворова, З.А.Чепеги, А.А.Головатого на Кубани считать героической?

Давайте еще раз вернемся к памятнику императрице Екатерине II и на основе полученных на уроке знаний поясним смысл каждой его детали. Что и почему изображено на скульптуре? Почему краевая администрация решила восстановить уничтоженный в 1930 году памятник? Нужно ли было восстановление краснодарцам, кубанцам и лично вам?

Для каждого из нас очень важно знать свои корни, гордиться своим прошлым, чувствовать пульс жизни. Как писал кубанский историк Ф.А.Щербина: «Знание родного края – наша сила и величие Родины».