Проект учащихся 3-го класса "Книга – мой друг" по теме: "Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы" (из опыта практической работы)

Разделы: Начальная школа


Проект учащихся 3 класса “Книга – мой друг”

Основная цель метода проектов как педагогической технологии – развитие личности, мышления. Метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, рассчитан на умение работать с различными источниками информации.

Научно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы с помощью компьютерных технологий позволяет осуществить следующие учебные задачи:

  • расширить научные познания для творческой проектной деятельности,
  • формировать нравственные, волевые качества личности, культуру чувств;
  • развивать творческие способности;
  • формировать позитивное отношение к окружающей действительности;
  • формировать коммуникативные качества;
  • приобрести опыт переживания собственного отношения к миру;
  • учиться владеть чувствами тревоги, стеснительности, воспитывать чувство смелости для выступления перед зрителями.

Сущность метода проекта состоит в том, что он позволяет детям найти и выбрать дело по душе и интересам, которое соответствует их силам, даёт полезные знания и навыки. Акцент делается на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.

ПРОЕКТ - это цель, принятая и освоенная детьми, самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

ПРОЕКТ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, звено в системе воспитания.

ПРОЕКТ – это: содержание обучения; форма организации учебного процесса; философия образования, педагогическая технология.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТА:

Наличие проблемы.

Планирование деятельности по реализации проблемы с указанием конкретных действий, поэтапных сроков и результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) исследовательская деятельность учащихся.

Поиск информации, которая обрабатывается, осмысливается, представляется участниками проектной группы.

Наличие конкретного продукта деятельности.

Представление заказчику или общественности готового продукта. Презентация и защита проекта.

Портфолио, в котором собраны все рабочие материалы: черновики, дневные планы, отчёты, фотографии и др.

Структура учебного проекта.

  • Проблема.
  • Планирование.
  • Поиск информации.
  • Продукт.
  • Презентация.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:

МИНИ-ПРОЕКТЫ 1 УРОК ГРУППА
КРАТКОСРОСНЫЕ 2 – 3 УРОКА КЛАСС
ПРОЕКТНАЯ НЕДЕЛЯ МЕСЯЦ ГРУППЫ
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ГРУППЫ, ИНДИВИДУАЛЬНО

МИНИ-ПРОЕКТЫ УКЛАДЫВАЮТСЯ В ОДИН УРОК ИЛИ ЧАСТЬ УРОКА

КРАТКОСРОЧНЫЕ – ПРОВОДЯТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ УРОКАХ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СБОРА ИНФОРМАЦИИ, ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОДУКТА И ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ. ОБЫЧНО ЭТО ПРОЕКТЫ ПО ОТДЕЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ.

ПРОЕКТЫ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ – ОТ НЕДЕЛИ ДО МЕСЯЦА. ОДНА ИЗ ФОРМ – “ПРОЕКТНЫЕ НЕДЕЛИ”

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ – ОТ ОДНОГО ДО НЕСКОЛЬКИХ МЕСЯЦЕВ. РЕШЕНИЕ КРУПНОЙ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРОБЛЕМ. ВЕСЬ ЦИКЛ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Классификация проектов по количественному составу:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПАРНЫЕ ГРУППОВЫЕ

Изучив материалы “Нормативные документы и практические рекомендации” под редакцией А.М. Константиновой, Заслуженного учителя РФ, Т.И, Ушаковой и М.Н. Евдокимовой, методистами УМЦ Южного округа г. Москвы по этой проблеме, составила план своей работы с детьми.

Обсуждая с детьми проектную деятельность, поняла, что можно предложить им заняться проектом “Книга – мой друг”. Дети охотно поддержали мою идею. На большой магнитной доске был помещён материал по проектной работе следующего содержания.

ОБЪЯВЛЕНИЕ:

УМНИКАМ И УМНИЦАМ,

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ, ОТВЕТСТВЕННЫМ,

УМЕЮЩИМ ДОВОДИТЬ ДЕЛО ДО КОНЦА,

ТЕМ, КТО ЛЮБИТ ИСКАТЬ, ТВОРИТЬ, “ДОКОПАТЬСЯ” ДО ИСТИНЫ, ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАБОТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО И ПОИСКОВОГО ХАРАКТЕРА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ!

ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО УЧАСТВОВАТЬ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ “КНИГА – МОЙ ДРУГ”

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

РУКОВОДИТЕЛЬ И КОНСУЛЬТАНТ: МАРКОВА А.Ф.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

УЧАЩИЕСЯ 3 “А”, РОДИТЕЛИ, СОТРУДНИКИ МУЗЕЯ И ТИПОГРАФИИ, ПРОДАВЦЫ БУКИНИСТИЧЕСКИХ МАГАЗИНОВ

ТИП ПРОЕКТА: ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, РОЛЕВОЙ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: СЕНТЯБРЬ – ЯНВАРЬ

ФОРМА ЗАНЯТИЙ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ГРУППОВАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: ШКОЛА № 939 ЮАО Г. МОСКВЫ

ПРОДУКТ ПРОЕКТА: “ПРАЗДНИК – “КНИГА – МОЙ ДРУГ”.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Формируем нравственные, волевые качества личности, культуру чувств;
  • Развиваем творческие способности;
  • Формируем позитивное (положительное) отношение к окружающей действительности;
  • Формируем коммуникативные (умение работать вместе) качества;
  • Приобретаем опыт переживания собственного отношения к миру;
  • Учимся владеть чувствами тревоги, стеснительности, воспитываем чувство смелости для выступления перед зрителями.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

1. Информационный, подготовительный:

Чтение справочной литературы – энциклопедий, справочников, словарей, подбор пословиц и поговорок.

Пользование Интернетом для сбора информации по теме.

Посещение выставок книг, книжных магазинов.

Посещение музея книг, букинистического магазина, литературных музеев.

Экскурсия на типографию “Как делают книги”

2. Творческий:

Подбор материала, фотографий. Оформление выставки.

Конкурс рисунков.

Написание общего сценария к празднику.

3. Проведение праздника “Книга – мой друг”

БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА “ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА”.

Они должны поработать с научной литературой.

Энциклопедии

Справочники

Словари

Подбор пословиц и поговорок

Детям было предложено выбрать задания по интересам:

Пользование Интернетом для сбора информации по теме

Посещение букинистического магазина

Фотографирование памятников русским писателям и поэтам, первопечатнику Ивану Фёдорову

Изготовление книги своими руками

Иллюстрирование книги

Экскурсия на типографию – все

Один раз в неделю собиралась творческая группа. Дети приносили подобранный материал и отчитывались о проделанной работе. Мы обсуждали, отбирали материал, выпускали листки, на которых сообщали о каждом ученике, выполнившем задание. Наше портфолио пополнялось фотографиями, рисунками, всем материалом, который собирали дети. Настал тот момент, когда был собран весь материал. Творческой группой учащихся под руководством учителя был написан сценарий праздника. Героями были Кирилл и Мефодий, Ярослав Мудрый, Нестор летописец, Иван Федоров, А.С. Пушкин и современные школьники. В этом сценарии был использован весь материал, собранный детьми. Праздник был замечательным. После его завершения мы попытались ответить на следующие вопросы:

  • была ли достигнута цель?
  • что нового ты для себя открыл?
  • научился ли ты распределять время, когда работаешь?
  • что ты сделал бы по-другому?
  • что у тебя получалось лучше всего?
  • какой вид работы ты предпочитаешь?
  • хотел бы ты участвовать ещё в проекте?

Мне как учителю хотелось бы отметить, что мои ученики стали лучше читать. У них повысился интерес изучать такие предметы как литература, природоведение, история. Они стали приносить в школу научно-популярные фильмы, книги, журналы. Компьютерные технологии позволяют им подготовить презентацию о том, что их интересует и рассказать ребятам. Уважаемые коллеги! Если вы хотите повысить мотивацию обучения учащихся, советую вам использовать метод проекта.