Литературная гостиная "Земля моей любви" (о творчестве Л. Лапцуя)

Разделы: Литература


Творчество ненецкого поэта Леонида Лапцуя

Образовательные задачи:

  • дидактическая – знакомство с творчеством ненецкого поэта Леонида Васильевича Лапцуя;
  • развивающая – выработка навыка выразительного чтения поэтического и прозаического текста, его эстетического восприятия;
  • воспитательная – воспитание любви к родному краю, формирование гражданской позиции, нравственности; развитие интереса к литературе коренных народов Севера.

Оформление:

  • слайдовый фильм “Земля моей любви”;
  • выставка книг Лапцуя “Певец тундры”, предметы декоративно - прикладного искусства на северные мотивы;
  • плакаты с изображением жизни коренных народов Севера, природы Ямала;

Ход литературной гостиной

Оргмомент. Создание эмоционального настроя у присутствующих: звучит песня “Мой Ямал” сл. С.Марковская, Л.Гусельников, муз. В. Кондратович.

Вед.1 – Уважаемые гости, здравствуйте!

Вед.2 – Мы рады видеть Вас в нашей уютной литературной гостиной.

Вед.1 – Неслучайно сейчас прозвучала песня “Мой Ямал”, мы с Вами тоже можем присоединиться к ее авторам и сказать:

Только трогает мне невзначай
Сокровенные струны души
Край полярный, что родиной стал,
Мой Ямал, мой Ямал, мой Ямал!

Вед.2 – И мы, пришедшие на эту землю, ставшую нам родной, должны знать её историю, традиции и обычаи коренных народов Севера, их фольклор и литературу.

Вед.1 – Поэтому сегодня мы начинаем знакомство с творчеством ненецкого поэта Леонида Лапцуя.

Вед.2 – Но наша литературная гостиная будет несколько необычной:

знакомство с поэзией Л. Лапцуя будет прерываться авторскими отступлениями, в которых вы продемонстрируете свои знания о ненцах Ямала, а затем мы выявим лучшего знатока жизни коренных народов Севера.

Вед.1 – “Земля моей любви”- эти слова определяют звучание большинства произведений Леонида Лапцуя.

Вед.2 – Землей любви поэта был родной Ямал, об этом он говорит в стихотворении “Первый крик”, которое прочитает…

  • Стихотворение ”Первый крик”

Вед.1 - Для кого-то родина начинается с березки, с подсолнухов, с васильков во ржи, а для ненецкого поэта – с родного озера Ярото, с привольных просторов тундры. И он уверен, что для него “земли прекрасней нет”.

Вед.2 – Леонид Лапцуй говорил: ”От кочевников беру свое начало”… И это, действительно, так. Родился он 28 февраля 1928 года в семье оленеводов-кочевников, был наречен именем Вэсако, что означает старец. Так предрекалась ему жизнь мудрого человека. В школе же поэту дали более привычное имя - Леонид.

Вед.1 – Рано лишившись отца, Лапцуй прошел суровую школу жизни: пас в тундре оленьи стада, рыбачил, работал на далеком рыбозаводе в посёлке Новый Порт.

Вед.2 – В 1954 году будущий поэт закончил Салехардское медучилище, но это время знаменательно ещё и тем, что он начинает писать свои первые стихи.

Вед.1 – Из года в год стремительным был рост одаренного ненецкого поэта Леонида Лапцуя: он закончил отделение журналистики Высшей комсомольской школы, затем Высшую партийную школу при ЦК КПСС, Был ответственным работником комсомольских и партийных органов, председателем Пуровского райисполкома, редактором газеты “Красный Север”.

Вед.2 – Но кем бы ни работал Леонид Лапцуй, он всегда занимался литературным творчеством. В 1964 году этот большой поэт “маленького народа” был принят в Союз писателей.

Вед.1- Леонид Лапцуй – автор более 30 книг, в которые вошли его стихи и рассказы, вот некоторые из них:

  • “Цвети, мой Ямал” (1960)
  • “Рассказы о Ямале” (1962)
  • “Земля моей любви” (1965)
  • “Тундра” (1970)
  • “Мальчик из стойбища”(1972)
  • “Победившие смерть”(1976)
  • “Олений бег” (1986)

и ряд других произведений.

Вед.2 – В стихах поэта выражена любовь к суровой, но бесконечно родной земле и ее людям.

(звучат позывные авторского отступления)

Авторское отступление 1

Чтобы хорошо понимать произведения Л. Лапцуя, мы должны многое знать об истории жизни его народа, о мировосприятии ненцев.

Вопрос 1

Какие коренные народы населяют Ямало – Ненецкий автономный округ?

(Ненцы – самый крупный этнос среди малочисленных народов Ямала, а также ханты, селькупы, манси, коми-зыряне, сибирские татары.)

Вопрос 2

Каково историческое название народов ненцы и ханты?

(Ненцы – самоеды, ханты – остяки.)

Вопрос 3

Кто такие Нум и Нга? Что Вы о них знаете?

(В мифологии ненцев Нум – добрый бог, творец всего живого; Нга – брат Нума, хозяин темного подземного мира, насылающий на людей всякие напасти.)

Вопрос 4

Каково значение данных слов: тынзян, хорей, кисы, малица, ягушка?

(Тынзян - аркан, хорей - длинный тонкий шест для управления упряжкой, кисы – меховая обувь, сшитая из камысов (шкур, снятых с голени оленя), малица – мужская меховая одежда, ягушка – женская верхняя одежда.)

Методические рекомендации: все предлагаемые в вопросах слова написаны на табличках, преподаватель-автор показывает их и озвучивает. За правильные ответы выдаются жетоны с изображением местной символики

Вед.1 – Продолжаем знакомство с творчеством Л.Лапцуя и начнем его со стихов о северных просторах. Поэт хорошо знал и любил тундру. “О тундре рассказать и целой жизни мало…” - писал поэт.

Вновь в груди моей властно
Бьет горячий родник.
О, как тундра прекрасна
Каждый день, каждый миг.

Вед.2 – В тундре не только родился поэт, здесь прошло его детство, юность, вся жизнь. В своих стихах Л. Лапцуй создал образ скромной, скупой и в тоже время яркой, многоцветной, щедрой тундры, разной в различное время года.

Вед.1 – То она “белой шкурой оленя покрыта”, то “голубоватая от снега”, то в осеннем золоте, то радует глаз сполохами Северного сияния. Давайте послушаем стихотворения о северной природе, о тундре, колыбели Леонида Лапцуя. Их прочитают …

  • Стихотворение “Тундра”
  • Стихотворение “Щедрость земли”

Вед 1 – Действительно, наша земля очень шедра: ближайшие 50 лет мир будет обеспечиваться ямальским газом. А сколько здесь рыбы, ягод и грибов! Наши родители добывают “голубое топливо”, а мы каждую осень собираем вкусные ягоды: морошку, голубику, бруснику. Сегодня мы угощаем вас полезным брусничным морсом.

Девушка и юноша в национальной одежде ненцев разносят участникам гостиной, сидящим за столиками, брусничный морс. Звучит национальная музыка.

Вед.2 – Любовью к родной земле проникнута каждая строчка поэзии Л.Лапцуя. Этому способствует яркая образность его поэтической речи: кустики морошки “словно утята ныряют в воздушных волнах”, “безвольные пряди березок над самой землёю висят”, а “ветер ненасытен и пьян, пляшет под бубен”; тундра летом – это “шелк травы и соцветий и стеклярус озер”.

  • Стихотворение “Люблю”

Вед.1 –Леонид Лапцуй, как и все его предки, ощущает себя частью природы. Для него это состояние естественное. Он чувствует боль всего живого вокруг себя как свою собственную. Об этом свидетельствуют его стихи “Смерть совы”, “Крик гагары”, “О полярнике”, “Смерть березки”. Послушайте одно из них в исполнении…

  • Стихотворение “Смерть совы”

Вед.2 – И вновь звучат позывные авторского отступления.

Авторское отступление 2

Единение с природой – одна из основных особенностей жизни малочисленных народов Севера. Это мы ощущаем и в религии, и в литературе, и в особенностях быта коренных жителей Ямала.

Вопрос 1

Почему чум устремлен в небо и вверху заканчивается отверстием?

(По ненецким преданиям, через это отверстие – мокодан – осуществляется связь ненцев с верхним миром, с богом Нумом, творцом всего живого.)

Вопрос 2

Кто такие сихиртя? Почему ненцы возлагали на них большие надежды?

(В ненецких преданиях сказано, что это богатый подземный народ, который мог принести достаток и счастье ненцам.)

Вопрос 3

Кто передает свою жизненную энергию, соединенную с энергией солнца и силой природы, на исцеление больного или для изменения хода неприятных событий?

(Шаман – колдун-знахарь, служитель культа у народов Севера.)

Вопрос 4

Отгадайте загадку:

Лес не лес, туча не туча –
То по тундре кочует,
То на одном месте стоит.

(Стадо оленей)

Вед.2 – Мы вновь продолжаем разговор о поэзии Л. Лапцуя, в его стихах мы читаем:

Тундра,
Я тебя и на мгновенье
Не могу представить без оленя.

Или:

Олень - это тундры пятнистый ковер,
Его вдохновенье, его откровенье.

Вед.1 – Многие стихи Л. Лапцуя посвящены этому гордому северному животному – любимцу и надежному другу человека. Послушайте, сколько в них любви, как они проникновенны, как удивительно показано в них единение человека и природы. Стихотворение “Мой друг” читает…

  • Стихотворение “Мой друг”

Вед.2 – Родина для поэта – это не только знакомая до боли, суровая и, вместе с тем, хрупкая родная природа, но и люди – хозяева Ямала:

Украшение тундры –
Отвага людей,
Что нужна и зимою,
И в летнюю пору.

Вед. 1 – С большой любовью говорит Л. Лапцуй о своем деде и родителях,

с благодарностью отмечает, что с ними он постигал нравственные законы жизни, учился быть настоящим тружеником, стойким человеком. Поэт уверен, что “без родного воспитания вовек / не научится быть мудрым человек”. Об этом его стихотворения “Первые шаги” и “По заветам деда”, с которыми познакомят вас …

  • Стихотворение “Первые шаги”
  • Стихотворение “По заветам деда”

Вед. 2 – Герои поэтических сборников Л. Лапцуя – люди сильные, мужественные, самоотверженные, прекрасные душой, достойные продолжатели дела отцов и дедов.

Вед. 1 – Люди, которые украшают землю своим трудом. Это рыбаки, охотники, оленеводы, врачи, учителя. Поэт восхищается их делами в своих стихах. Вот два из них, которые прочитают …

  • Стихотворение “Охотник”
  • Стихотворение “Врач”

Вед. 2 – А сейчас вновь авторское отступление.

Авторское отступление 3

Как уже было сказано, основное занятие ненцев – охота, рыболовство, оленеводство.

Вопрос 1

Как называется профессия женщины-ненки, которая занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей? (Чумработница)

Вопрос 2

Что изображено на этих рисунках?

(На рисунках изображены уши оленей с метками, указывающими на принадлежность животных какому-либо хозяину; каждый хозяин метит своих оленей по-разному.)

Вопрос 3

Как называют человека, управляющего оленьей или собачьей упряжкой? Каюр или аргиш?

(Каюр - человек, управляющий оленьей или собачьей упряжкой, а аргиш – это караван из оленьих упряжек.)

Вопрос 4

Среди ненцев есть и работники культуры, многие из которых закончили Салехардское межокружное училище культуры и искусств. А чье имя носит это училище?

(Постановлением Совета Министров РСФСР в 1995г. Салехардскому межокружному училищу культуры и искусств присвоено имя Леонида Лапцуя.)

Вопрос 5

Но где бы ни работали представители малочисленных народов, чем бы они ни занимались, используя природные богатства, они придерживаются одного и того же принципа. Какого?

(Живя по законам предков, коренные народы Севера в своей жизни придерживаются принципа достаточности: рыбы, мяса добывать не больше, чем требуется для питания семьи. Добывать сверх меры считается предосудительным.)

Вед.1 – Мы снова возвращаемся к поэзии Леонида Васильевича Лапцуя, в которой он воспевает суровый Ямал, изображает традиции и обычаи своего “маленького народа”, наделенного добрым и гостеприимным сердцем. Но немало произведений Л. Лапцуй посвятил и разведчикам ямальских недр:

Легенда наших дней сейчас
О людях нового Ямала,
Что добывают нефть и газ.

Вед.2 – Послушайте стихотворения “Геологи” и “Уренгой” в исполнении…

  • Стихотворение “Геологи”
  • Стихотворение “Уренгой”

Вед.1 – Поэт радовался, что полуостров, на котором началось освоение месторождений, словно вырос вдруг, стал “поднят над студеными волнами усилием веселых юных рук ”. Об обновленном Ямале читаем мы в поэме “Новая легенда”, послушайте из неё отрывок.

  • Отрывок из поэмы “Новая легенда”

Вед.2 – В стихах Лапцуя 60-х годов очень часто звучат мотивы покорения природы, подчинения её воле человека. Но уже тогда одним из первых ненецкий поэт поднял голос в её защиту, словно предвидя сегодняшний день, когда от желудочных болезней гибнут олени, которые вынуждены питаться ягелем, покрытым сажей от чадящих по всей тундре газовых факелов…

Вед.1 -… когда из повреждённых трубопроводов нефть попадает в Обь, веками кормившую ненцев рыбой, когда ненасытные браконьеры ловят сигов во время нереста, а приехавшие на Ямал строители и газовики губят природу гусеницами тракторов. Послушайте, с какой болью поэт Лапцуй говорит об этом.

  • Чтение отрывка “Газотрасса черной лентой…”(поэма “Время”)

Вед.2 – В 70-80 годы тема охраны природы становится одной из основных в творчестве Л. Лапцуя. Поэт, истинный патриот своей земли, призывает беречь хрупкую природу Ямала, предостерегает от экологических катастроф.

В поэме “Время” тема сохранения природы неотделима от темы нравственности.

  • Чтение отрывков из поэмы “Время”

Вед.1 – Леонид Лапцуй взял на себя нелёгкую миссию быть голосом коренных народов Севера, а также быть связующим звеном между поколениями.

Вед.2 – Как прожить достойно, как сделать жизнь счастливой для себя и окружающих, как сохранить традиции народа, на земле которого мы живём,-обо всём этом стихи Л.Лапцуя.

Вед.1 – И он адресовал их нам, так как понимал, что от нас, молодежи XXI века, зависит будущее России, будущее Ямала.

Звучат позывные авторского отступления.

Авторское отступление 4

Завершилось наше знакомство с творчеством ненецкого поэта Леонида Васильевича Лапцуя, закончился и наш небольшой конкурс знатоков жизни ненцев. Пора подвести итоги.

Подведение итогов, награждение лучшего знатока.

Ребята, будущие покорители недр Ямала! Хочется ещё раз обратить Ваше внимание на то, что ненцы гостеприимно приняли нас на своей земле, позволили нам добывать ее богатства, и мы не должны злоупотреблять их доверием. Берегите эту неброскую на первый взгляд, но красивую и хрупкую тундру с её голубыми озерами и бесчисленными стадами оленей. Уважительно относитесь к хозяевам этой земли – коренным народам Севера, делать всё, чтобы этот “маленький народ” не потерялся среди других народов России и в условиях цивилизации сохранил свою самобытность, культуру, традиции, обычаи и язык.

Звучат песни о Ямале. Студенты-ненцы в одежде коренных народов Севера фотографируются со всеми участниками гостиной.