Тема урока: "Решение уравнений, содержащих степени с натуральным показателем"

Разделы: Математика


В седьмом классе при изучении темы «Степень и ее свойства» можно один из уроков посвятить изучению показательных уравнений. Задания в учебнике, несмотря на их разнообразие, направлены в основном на механическую отработку свойств степени и о практическом применении нет речи. Познавательная активность в этом возрасте достаточно высока, и поэтому тема вводится легко. Разумеется, мы не будем называть уравнения показательными, а назовем урок «Решение уравнений, содержащих степени с натуральным показателем».

Ход урока

I. Ребята, сегодня вы сами определите тему урока, а для этого выполним следующее задание:

На доске записаны следующие степени:

i

Ребята, ответьте на вопрос: Какие свойства степени здесь перечислены?

Ученики называют свойства, которые параллельно оформляются на доске.

На доске появляется следующая таблица:

А теперь внимательно посмотрите на первую и вторую строку каждого столбца и назовите сходства и различия этих выражений.

Общее: в каждом из столбцов записано одно и то же свойство степени.

Различия: в первых строках переменная находится в показатели степени, во-вторых - в основании.

Вывод: при записи степени неизвестное может находиться как в показателе степени, так и в основании.

Ребята, ответьте на вопрос: что произойдет, если степень, содержащую переменную, прировнять к числу?

Получим равенство, содержащее переменную.

А как называют равенство, содержащее переменную?

Уравнение.

Рассмотрим следующие уравнения:

1). 4х = 42

Какое условие необходимо, чтобы равенство стало верным?

Чтобы показатели степени были равны.

Следовательно, х = 2.

2). х3 = 73

Когда такое равенство будет верным?

Когда основания степени равны.

Следовательно, х = 7.

На основании данных примеров, мы можем сделать вывод, что степени аm = bn, при условии, что основания этих степеней равны, т.е. a = b и показатели их тоже равны, т.е. m = n.

Ребята, открывайте тетради, записывайте число и оставьте строчку для записи темы.

Продолжаем работать с таблицей.

Используя свойства степени, решим каждое уравнение.

Решение уравнений происходит в форме соревнования: первый, правильно решивший уравнение, записывает его решение на доске.

Итак, ребята, чем мы занимались на этом уроке?

Решали уравнения, содержащие степень.

А теперь, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Запишем ее в тетрадь.

Решим следующие уравнения (с последующей проверкой на доске):

1.   2.

Ответ х=3;                      Ответ х=36.

Уравнения для самостоятельной работы учащихся:

  1. х4=52·52;

  2. (22)х=16;

  3. ах4·а2;

  4. 2)х82;

  5. 2n·3n=6;

  6. (3n)2=36.

Подводится итог урока.

Домашнее задание дается в следующей форме: ребята получают работу с готовым решением и оценкой, они должны самостоятельно найти ошибку и исправить ее. Примеры заданий:

В – 1

img6.JPG (5617 bytes)

В - 2

а)81к4=38
34·к4=34
(3к)4=(34)4
3к=34
к=34:3
к=3
Ответ: 3

В – 3

а)120·5n-100·5n=500
5n·(120-100)=500
5n·20=500
5n=500:20
5n=125
5n=53
n=3
Ответ: 3

б)х3·х2=32
х3·х2=25
х5=25
х=5
Ответ: 5

img7.JPG (4229 bytes) img8.JPG (4482 bytes)

img9.JPG (7889 bytes)

оценка 3

в) 2n+7:2n+3=(2n+1)2
2n+7:2n+3=22n+2
210=22n+2
2n+2=10
2n=8
n=4
Ответ: 4

оценка 3

в)3m+1·243=3
3m+1·35=3
3m+1+5=31
m+1+5=1
m=-5
Ответ: -5

оценка 3