Творческий отчет "Дифференцированный и индивидуальный подходы на уроках математики"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


«Цель образования – передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в быстро меняющемся мире».

Е.А. Ямбург

Я практик, учитель математики… Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребенком пять-шесть раз в неделю, преподает предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

Каждый ребенок – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему полгода, четвертый не воспринимает совсем.

Как научить всех?

Одним из реальных механизмов, позволяющих делом ответить на этот вопрос, является технология уровневой дифференциации.

Понятия дифференциации и индивидуализации в практике рассматриваются как тождественные, но это не так.

«Дифференциация – организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся.

Индивидуализация – учет личностных особенностей каждого ученика.

В первом случае в расчет берутся групповые, во втором индивидуальные особенности и дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации». (З.А.Абасов)

Главной педагогической установкой такого подхода является формирование положительной мотивации учения у школьников. Ключевым моментом в организации учебного процесса является создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях.

Работу в данном направлении начала вести с того, что стараюсь добиться на уроках духа доброжелательности. Ведь известно, что тот предмет, который преподается в атмосфере дружелюбия и увлеченности, ребята любят больше всего. Знакомлюсь с детьми, посещая уроки выпускного класса начальной школы. Взяв пятиклассников, наблюдаю за ними в течение учебного года, анализируя способности детей, тип характера, особенности нервной деятельности.

При работе с пятиклассниками и шестиклассниками стараюсь помнить наставления Я. А. Каменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Но, с другой стороны, учение без препятствий, без трудностей вызвало бы мало интереса, не вело бы к развитию учащихся. Трудности надо учить преодолевать. Неоценимую помощь в этом оказывает комплект учебников, методических и дидактических пособий для 5-6 классов А.Г.Ванцяна, составленных согласно дидактическим принципам развивающего обучения Л.В.Занкова. Структура учебника и дополнительного материала позволяет строить уроки с учетом индивидуальных особенностей детей, развивая их творчество в области математики (Приложение).

Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь усвоения базового уровня, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов. В соответствии с этим в классе могут быть выделены две группы учащихся: группа базового уровня и группа повышенного уровня. Конечно, состав группы не может быть застывшим. Возможен переход из группы базового уровня, если ученик будет свободно владеть материалом, соответствующим стандарту. Остановлюсь на характеристике учащихся каждой группы:

Учащиеся 1 группы отличаются медлительностью умственных действий, у них проблемы в знаниях программного материала. Такие учащиеся работают по принципу «сигнал-ответ», т.е. ученики при выполнении заданий используют набор опорных сигналов, которые записаны в справочнике у учащихся. Наличие справочников значительно облегчает работу учащихся 1 группы, поэтому проверяю их в конце каждый четверти. Учащиеся 1 группы испытывают трудности при решении задач, но очень чувствительны к положительной оценке их работы. Особенно трудно дается таким детям геометрия. Обучение детей этой группы сводится к пополнению опорных сигналов. Контрольные и самостоятельные работы предлагаются базового уровня сложности, чтобы появилась уверенность в ее выполнении полностью.

Учащиеся II группы имеют достаточные знания программного материала, активно их применяют на практике, самостоятельно мыслят, умеют классифицировать задания, быстро переключаться с одного типа задач на другой, способны решать задачу различными способами. Среди этой группы есть 2-3 ученика, которые отличаются нестандартностью математической мысли. Они умеют выдвигать гипотезы, идеи решения задач.

Дифференцированный подход целесообразно осуществлять на разных этапах урока. На этапе объяснения нового материала в основном работаю со всем классом, хотя и не исключены сообщения внепрограммного материала для второй группы. Первая группа в это время отрабатывает материал, записанный в справочник.

После выполнения нескольких упражнений на доске, учащиеся приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Уровень I (базовый) содержит большое количество простых упражнений с постепенным нарастанием трудности. В заданиях II группы преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и нестандартных приемов решения. Для таких самостоятельных работ использую разноуровневые дидактические материалы А.П.Ершовой и др., которые имеются в комплекте для 5-11 классов. Уровень III самостоятельных и контрольных работ в этих сборниках включает в себя задачи развивающего характера, решение которых связано с проявлением сообразительности и углубленного знания материала.

Нередко учащиеся второй группы выступают консультантами для учащихся первой группы. Консультанты оказывают им большую помощь, как на уроке, так и во внеурочное время.

В старших классах я практикую зачетную систему после каждой пройденной главы. В 11 классе стараюсь зачеты, а иногда и контрольные работы, проводить в тестовой форме, т.к. второй год многие из выпускников выбирают государственную аттестацию в форме ЕГЭ.

Может возникнуть вопрос по поводу оценок, которые ущемляют ребят второй группы. Поэтому детям не устаю повторять, что дифференцированный подход осуществляется по принципу: «от каждого по способностям, каждому по труду», т.е. максимальное приложение способностей, знаний, умений каждым учащимся. Большинство ребят, а особенно старшеклассники со мной соглашаются, т.к. ратуют за знания.

Дифференцированное обучение учащихся продолжаю на внеклассных занятиях по предмету. Само участие в факультативе, в кружковой работе, в математических состязаниях и олимпиадах, занятия в ЗФТШ уже являются дифференциацией обучения в школе. Внеклассная работа по предмету органически входит в учебно-воспитательный процесс, развивает у учащихся разносторонний интерес к математике (Приложение).

Остановлюсь на результатах такого обучения. Из 15 выпускников 11 А класса, выбравших государственную аттестацию в форме ЕГЭ, 5 учащихся сдали экзамен на «5», 8 учащихся на «4», 1 – на «3». Четверо из этих выпускников поступили на бюджет по сертификатам ЕГЭ в ВУЗы, где одним из вступительных экзаменов была математика. Мальцева Ирина успешно подтвердила свою серебряную медаль, став студенткой УПИ на бюджетной основе.

В 2004-2005гг., 2005-2006 гг. моя ученица Иванюта Анастасия показала лучшие результаты на окружных математических олимпиадах и стала участницей региональных этапов Всероссийских олимпиад в г. Новосибирск и в г.Челябинск. В 2006-2007 г. Иванюта Анастасия в рамках национального проекта премирована поездкой по местам нобелевских лауреатов в г. Стокгольм (Швеция).

В этом учебном году пятеро выпускников заканчивают ЗФТШ при МФТИ.

При дифференциации и индивидуализации осуществляется определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого ученика, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями. Учащиеся находятся в позиции самостоятельного принятия решения. Постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания школы.

В завершение хочу сказать, что не считаю свою систему обучения идеальной. Все время что-то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, иногда возвращаюсь к прошлому. Самое главное – вызвать у учеников интерес к предмету и побудить учащихся заниматься математикой в дальнейшем.

Приходится обрабатывать при этом большое количество методической литературы. Требуется множество всяческих бумаг. Это подводный камень дифференцированного обучения, но по мере приобретения опыта затраты времени на поиски и создание материала уменьшаются. На выставке представлен материал дифференцированных заданий по математике для 11 класса, собранный мной за период работы.