Роль игры в формировании личности младшего школьника

Разделы: Начальная школа


Введение.

Важнейшим приобретением школы за последнее десятилетие можно считать ее деидеологизацию и деполитизацию. Однако обратной стороной этих позитивных процессов явилось разрушение до основания детского движения. В этой связи многие родители с ностальгией вспоминают собственное детство, наполненное яркими событиями и бурной деятельностью. Учителя еще острее ощущают противоречия между мощным потенциалом младших школьников, требующим разнообразного проявления детской активности, самодеятельности и отсутствием реальных механизмов, способных привести в движение эти естественные потребности самопроявления.

В этой статье речь пойдет об игре. Игра – это территория детства, один из основных видов деятельности ребенка, который в школе активно и не всегда оправданно вытесняется трудом и учением. Почему же мы, учителя, год за годом стали отдаляться от основного вида деятельности ребенка – игры, над разработкой теории которой работали многие известные люди ( Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.Ф.Лесгафт, К.Д.Ушинский и др.).

Сущность и своеобразие игры как деятельности ребенка.

А.С.Макаренко писал: « Игра имеет важное значение в жизни ребенка…Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»[1] Значит, игра, ее организация – ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность.

Игра – это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными. Н.К.Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие мотивов. Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. По мере становления личности ребенка происходит развитие игры.

Свободный характер игровой деятельности определен ее особым местом в жизни общества, хотя у игры много сходного с трудом. Наиболее четкое определение разницы между игрой и трудом дал А.С.Макаренко: « Чем же все-таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве…в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы». [1]

Игра не подлежит жесткой регламентации – это самостоятельная деятельность детей, однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые руководят играми детей, создают условия для их возникновения и развития .

Свобода и самостоятельность ребенка проявляется: а) в выборе игры или ее содержания; б) в добровольности объединения с другими детьми; в) в свободе вхождения и выхода из игры и тд. В играх свобода и самостоятельность детей проявляется по разному.

На самостоятельность детей в игре как на специфическую особенность указывал еще К.Д.Ушинский: « Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка…». [2] По мнению Ушинского, особый интерес ребенка к игре, глубина воздействия ее на ребенка связаны с самостоятельностью ребенка: « Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее: а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание…В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». [2]

Нельзя принуждать ребенка к игре. Игра по принуждению перестает быть игрой. Это хорошо понимала Н.К.Крупская, которая призывала руководить детскими играми так, чтобы не лишать детей их инициативы и самостоятельности и не вынимать из игры « душу». Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.

Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играющие принимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах самого существования данной игры, так как нарушение правил ведет к ее распаду, разрушению. Дети проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпение при выполнении правил игры, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом саморегуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре ( распределить роли, подготовить игровую обстановку и тд.).

Многие исследователи детских игр отличают силу и подлинность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. Ребенок получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности.

В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудач, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и тд. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

Игра как средство воспитания детей.

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: 1) для всестороннего гармонического развития; и 2) в узкодидактических целях.

Игра – это серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

Процесс игры – это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок познает божественное начало, законы мировоззрения и самого себя. Игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью детей ( по Фребелю).

К.Д.Ушинский утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так « дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления в действительной жизни». [2]

К.Д.Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка.

П.Ф.Лесгафт рассматривал игру как упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Он уделял основное внимание физическому воспитанию детей. Он разработал систему подвижных игр, в которых развиваются физические силы ребенка, рекомендовал родителям и воспитателям использовать стремление детей к игре, побуждать детей к творчеству и самостоятельности в ней, шире использовать в воспитании детей народные игры.

Н.К.Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. « Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – способ познания окружающего.» [3] Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств: в играх воспитываются меткость глаз, ловкость и сила движения. Н.К.Крупская рассматривала игру как средство познания мира; через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения и животных.. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется кругозор интересов, выявляются вкусы и запросы.

Особое значение придавала Н.К.Крупская игре в деле воспитания коллективистических чувств. Она призывала всячески помогать детям в их объединении, подчеркивая, что в игре ребенок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей – организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их.» [3] Н.К.Крупская подчеркивала, нельзя шаблонизировать игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако необходимо отводить опасные игры, возбуждающие у детей нежелательные чувства.

Идеи Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А.С.Макаренко. Он придавал игре большое значение в воспитании ребенка: « Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.» [1] В жизни ребенка игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности.

Н.К.Крупская и А.С.Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля необходимые для будущей трудовой деятельности.

Игра и ученье в школе.

Реально смена игровой деятельности на учебную происходит не сразу. Ребенок пошел в школу, сел за парту – ему интересно все, что происходит в классе, он исполняет указания учителя, но он психологически остался тем малышом, который своей стихией по-прежнему бессознательно принимает игру.

Основные мотивы игры: свободное творчество, воспроизведение освоенного и забавы. В ситуациях игры ребенок вступает в отношения соревнования и самоутверждения в ловкости, выносливости, смекалке. Здесь он учится подчинению правил, моральным победам над собой в ситуациях успеха и неуспеха. Здесь же он получает возможность переключаться от напряжения к расслаблению.

Учитель может успешно использовать игры в качестве средства для отдыха и развлечения детей. В то же время игра может стать средством для полезного поучения. При этом особое место должны занять народные игры, которые несут в себе возможности для физического, умственного и нравственного развития ребенка. Игра не только учит и развивает ребенка. Игра еще и лечит. Игра как простое развлечение имеет большой смысл для восстановления психических сил ребенка после любой напряженной для него деятельности. Такая игра – это способ релаксации, приведения себя в состояние облегчения, успокоения после физических и умственных усилий. На уроке, учителю в помощь, достаточно веселых прыжков или свободных движений детей под музыку, свободной игры в « замри – отомри», чтобы ребенок переключился от тяжелой пока для него необходимости правильно сидеть за партой, быть внимательным, целенаправленно смотреть, слушать, выполнять задание.

У игры есть и другие функции. Дети, играя, еще и учатся. Благодаря игре легче происходит вхождение в учебную деятельность. В ходе игры происходит настрой всех психофизиологических функций, обеспечивающих успешное выполнение этой деятельности. [4] Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда надо просто запомнить.

Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Целенаправленность, способность к волевым усилиям – необходимое для развития личности качество. Игра не бесцельная забава.

Игры и их классификация.

Игры бывают разные: сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.

Сюжетно-ролевые – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры.

Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых и детей ( старших, а иногда и сверстников ), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения – равноправия, подчинения или управления – вступает с другими играющими, принявший на себя ту или иную роль. Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы.

Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры – действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре – проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек ( храбрость, честность и др.).

Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. Дети отражают в играх быт семьи – уход взрослых за детьми, домашний труд, праздники и тд.; жизнь детского сада или школы – труд воспитателя, учителя; жизнь самих детей. Дети изображают разнообразный труд взрослых: труд шофера, моряка, летчика.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Подвижные игры – эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежит разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, - все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физического воспитания, развития движений детей.

Разнообразные двигательные операции в подвижной игре выполняются в наиболее естественной форме, тесно связаны с эмоциональными проявлениями детей. Благодаря этому совершенствуются выразительность движений, ловкость, смелость. Воспитательное значение подвижных игр не ограничивается их воздействием на физические качества ребенка. Они развивают также быстроту реакций, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и тд. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованность. Большинство подвижных игр рассчитано на участие группы детей. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникшие конфликты.

Для подвижных игр характерны все признаки игры вообще и игры с правилами. В структуре подвижной игры также можно выделить игровую задачу и игровые действия. Игровые действия состоят из разнообразных движений, доступных детям. Правила игры предусматривают организацию детей и их взаимоотношения, определяют обязанности играющих, порядок выполнения движений.

Дидактические игры – среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.[5]

Для дидактической игры, как и для любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении задачи следует избегать повторений в ее содержании.[5] Существенными элементами дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий.

Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры – обучать и развивать ребенка через игровой замысел.

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество дидактических игр, направленных и на систематизацию знаний.

В процессе дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками, совершенствуется сенсорная культура детей; развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. В ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и тд.

В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Большинство игр такого рода являются коллективными. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Игры с предметами – это игры с использованием народных дидактических игрушек и реальных предметов. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В этих играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности решения задач.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; объединение картинок по внешним признакам и по смыслу; лото, домино, составление разрезных картинок и кубиков – развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Дидактическая игра в педагогическом процессе выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей. Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего развития и воспитания детей.

Литература.

  1. А.С.Макаренко « Лекции о воспитании.»
  2. К.Д.Ушинский « Человек как предмет воспитания.»
  3. Н.К.Крупская « Роль игры в детском саду.»
  4. В.С.Мухина « Шестилетний ребенок в школе.»
  5. А.К.Бондаренко « Дидактическая игра в детском саду.»